«Снова хочется в Париж. – А ты там была? – Да нет, уже хотелось!» Именно такова цель главной героини пьесы Михаила Булгакова «Зойкина квартира».
Русского классика впервые поставили в 1926 году в Театре им. Вахтангова. Изначально театр предложил Булгакову написать комедию. Сам писатель определил жанр пьесы «Зойкина квартира» так: «Это трагическая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве».
Прошло сто лет, а в столице практически ничего не изменилось. Действие пьесы происходит во времена НЭПа в Москве 20-х годов прошлого века. Сочетание трагического и комического – именно так Олег Анищенко и его команда «подуют» бессмертного Булгакова зрителю в уютном Театре на Юго-Западе.
Особенность театра под управлением Заслуженного артиста РФ Олега Леушина в том, что он камерный «донельзя» - шесть рядов, около полусотни зрителей и сцена в нескольких сантиметрах от первого ряда. И потому человеческие страсти, талантливо воплощенные коллективом постановки, бурлят, прям в конкретном зрителе. Гости театра практически становятся участниками тех ситуаций, которые так великолепно описал Михаил Булгаков.
Весь спектакль проходит в антураже борделя 1920-х годов. Все ситуации постановки узнаваемы как характерные вневременные типажи. Хваткая, ловкая и хитрая Зоя Денисовна в исполнении Заслуженной артистки РФ Карины Дымонт просто очаровывает своей эротичностью и очень напоминает нынешних женщин-вамп, леди-босс и деловых дам.
Горничная Манюшка (на сцене – Ксения Ефремова) трогательна, обаятельна и смешлива. Но одновременно и трагична - уйти ей некуда, она загнанна в непростую ситуацию обстоятельствами. А коммерческий директор Гусь-Ремонтный, покровительствующий Зое Денисовне, талантливо воплощенный самих режиссером постановки Олегом Анищенко – типичный номенклатурный работник, коими всегда была перенасыщена Россия… и даже в XXI веке. А ведь режиссер еще воплотил на сцене и китайца Газолина – дельца, проворачивающего наркотиками за «ширмой» прачечной. Чем вам не нынешние «прачечные» по обмыванию денег и «распилов» госбюджета.
Но все такие хочется верить, что красной нитью пьесы проходит история любви главной героини. Русская женщина несет на себе всю тяжесть жизни и готова ради любимого на любые жертвы. Пластичная, чувственная, сексуальная, сотканная из света и тени (в спектакле искусно использован мотив китайского театра теней) Зоя с первого взгляда влюбляет в себя публику.
Учитывая минимализм театра, декорации явно способствуют раскрыться игре актеров. Предельное напряжение времени и обстоятельств передается через какофонию звуков, обнаруживается в рваном ритме танца, в резких жестах, болезненной мимике и пляске китайцев-наркоманов. А уж показы моделей – это нужно смотреть и записывать, особенно тем режиссерам, которые «пытаются» проводить показы мод.
Спектакль насколько современен, что каждый выходящий задумывается о главном - оправдывает ли цель средства? Ведь измена, как личная, так и общественная - ведет к разрушению…
Именно это и подчеркивает финалом постановки Олег Анищенко. Режиссер заставил Зойкину квартиру и ее обитателей исчезнуть в пламени, а зрителя поставил в безвыходное положение – то ли «гореть в аду» от страсти обогащения, то ли жить по совести.
Оригинал статьи можно прочитать здесь