Дарья Евдочук • Арт-журнал ОКОЛО, 7 апреля 2015 год • 07.04.2015

Макс Ладо: Не понимаю, когда говорят «в театре не работают, в театре служат». Я работаю в театре

Главная / Пресса / Сезон 38

Актер московского «Театра на Юго-Западе» Максим Лакомкин (Макс Ладо) занят в большинстве репертуарных спектаклей. Кого бы он на сцене не играл, неуловимая, тонкая нотка врожденной интеллигентности непременно проскальзывает. Наш корреспондент Дарья Евдочук побеседовала с актером о его талантах, понимании профессии актера и литературе.

Вы только что отыграли спектакль «Гитары», где великолепно играете на гитаре. В «Аккордеонах» исполняете роль аккордеониста. Вы действительно владеете этими инструментами?

На гитаре я играю непрофессионально, на аккордеоне – не играю вовсе. В детстве у меня была дворовая гитара, так что я самоучка и музыкальную школу не заканчивал.

Многогранность Ваших талантов и интересов поражает. Посмотрела выставку Ваших картин, это только хобби или Вы учились живописи?

Нет, это скорее времяпрепровождение. Я просто так балуюсь красками иногда: пастелью, маслом, акрилом. Иногда расписываю стены дома, например, для сына рисую всяких мультяшных героев. А рисовать я не умею – школы никакой нет. У меня все по наитию, могу только из своего внутреннего состояния что-то выкидывать.

В «Арт кафе» театра недавно экспонировалась серия картин о смешном человечке-головастике, которого можно увидеть лишь во сне. Он живет насыщенной вполне реальной жизнью – рождается, играет, спит, летает, служит в армии, философствует. Расскажите об этой выставке.

У меня было два варианта названия – «Жиль-быль» и «Сон, похожий на жизнь», взятое из сборника ленинградского писателя Валерия Попова, в котором довольно точно все сказано. Это человеческая жизнь разных людей и их ощущения. Пабло Пикассо однажды сказал: «Когда Шагал рисует, вы никогда и ни за что не поймете, спит он или бодрствует». Если перефразировать, то я бы сказал, что мне интересно, когда человек живет – он спит или бодрствует?

Следующее Ваше творческое воплощение – литературные опыты. Это еще одно увлечение?

Если уж выбирать, то я, пожалуй, всю жизнь хотел быть именно писателем. Актерство – это вообще последнее, чем я хотел бы заниматься. Но я ни в коем случае не причисляю себя ни к художникам, ни к писателям. Я дилетант.

А к актерам?

К актерам – да. Есть такое понятие как «профессия». В актерской профессии, я могу сказать точно, – я профессионал.

Как Вы работаете над литературными произведениями? Выбираете время и садитесь писать или вдохновение находит Вас?

Я заставляю себя писать. Считаю, что литература – это невероятный труд. Как у Олеши: «Ни дня без строчки». Мне кажется, что ежедневные литературные занятия дисциплинируют. Хотя до сих пор я не могу себя заставить писать настолько, насколько бы мне хотелось. Меня многое отвлекает, поскольку все же у меня иная профессия.

21 марта в «Арт кафе» театра прошел творческий вечер Максима Лакомкина. Автор прочитал  зрителям свои забавные наблюдения-миниатюры. Режиссер Олег Анищенко и ведущие актеры театра разыграли прелестную маленькую пьесу Макса «Дождливая история». Это смешной и трогательный рассказ о том, как любовь приходит в жизнь даже самых закоренелых холостяков и одиночек. О женской настойчивости и правоте, о мужских слабостях, материнской заботе, о симпатиях и влечениях. Умение сказать в малом так много – не это ли называл А. Чехов «сестрой таланта»? В спектакле заняты люди, куклы и чемоданы. Кукол Максим изготовил самостоятельно из очень неожиданных материалов – старых вязаных носков и вешалок.

Почему Вы пошли в актерскую профессию, а не стали сразу писателем или художником?

В актерской среде я оказался случайно – первоначально собирался в школу милиции. Я вырос в Нижнем Новгороде и никогда не думал о театре, не бывал и даже не знал, что на актеров учат. Сейчас вспоминаю, что когда-то в детстве писал стихи и был нетипичным подростком. Меня выгоняли из всех школ, но в одной я задержался. Там поменялось окружение, и мы ставили школьные капустники. Затем пришло время поступать. Я учился на повара-кондитера в ПТУ, попробовал поступить в школу милиции, но завалил какой-то экзамен.

Чуть позже от своего хорошего приятеля я узнал, что его выгнали из театрального училища. Я впервые услышал это словосочетание – театральное училище, и незамедлительно отнес туда документы. Писал заявление на «драму», но меня взяли на «кукольное». И все покатило как по маслу – там было здорово. Я кукольник, и горжусь этим.

Как Вы считаете, каждый творческий человек склонен к разнообразным видам творчества?

Нет. Я не до конца актер все-таки. Есть люди, у которых абсолютно актерское мышление и по своему нутру они только актеры. Я знаю людей, которые живут исключительно в театре, а все остальное время для них – это путь из театра в театр. Поэтому на мой взгляд, хороший актер – исключительно актер. А у меня есть утомляющее стремление делать все. Я иногда ругаю себя за то, что давно не брал в руки ни пера, ни кисточки. Поэтому не люблю быть в центре внимания, мелькать везде и всюду. Я работяга, и в актерской профессии меня привлекает только труд. Не понимаю, когда говорят «в театре не работают, в театре служат». Я работаю в театре. Мне интересно это с точки зрения процесса работы.

Думаете ли вы, что однажды перестанете быть актером, а станете, допустим, писателем?

Конечно. Я этого не отрицаю. У меня нет цели «всю жизнь быть актером и все отдать этому». Было такое, но сейчас думаю, что буду заниматься чем-то другим. Может быть, театром, но чем-то иным в театре. Вряд ли я стану писателем, потому что этому надо отдавать все, а я не смогу.

Необязательно ведь писать романы, можно и рассказы.

Да, я так и делаю. В отличие от картин и спектаклей, их можно точить, филигранить. Я могу долго писать разными вкраплениями, потом редактировать, собирать их в историю. Можно над ними работать, но опять же – этого недостаточно, чтобы претендовать на серьезную литературу.

От какого из творческих процессов Вы получаете наибольшее удовольствие – актерство, писательство, рисование?

В таком порядке – писательство, рисование, актерство. И это, наверное, правильно. Все-таки я актер, а это не всегда подразумевает блаженство. Зритель должен блаженствовать, а я просто работаю.

 

Оригинал статьи

Дарья Евдочук • Арт-журнал ОКОЛО, 7 апреля 2015 год • 07.04.2015