«...В той жизни все было как-то проще!
Тогда еще иные качества ценились в человеке.
Больше было одержимых какими-то
Высокими идеями, служеньем человечеству,
допустим... романтиков неисправимых...»
Из монолога истинного Пигмалиона,
спектакль «Куклы» Драматического театра им. К.С.Станиславского
Многоголосица, окружающая театры, — весь этот шум с некоторых пор становится все менее театральным и все больше политическим, социальным, даже криминальным. Из-за этого очень хочется сказать, что Москва встретила 17 января 2013 года просто... снегом. Чудесным снегопадом, то срывавшимся на колючую метель, то вновь успокаивавшимся в белые хлопья, которые с молчаливой гордостью падали на улицы города. В этот день исполнилось 150 лет со дня рождения Константина Сергеевича Станиславского, а в Москве, уже уставшей от частого выяснения отношений «традиционного» и «обновляющегося» театров, царило «культурное затишье». Несколько выставок, несколько телепередач — это неоправданно недостаточно для такой даты и для всей страны, которая, по словам одного из зрителей, могла бы возвести это празднование в разряд «Года Станиславского». МХТ, конечно, не мог остаться в стороне и откликнулся постановкой Кирилла Серебренникова «Вне системы». Не удивлюсь, если через несколько лет, вспоминая о великом режиссере, актере и педагоге К.С.Станиславском, будут упоминать и это действие, судя по отзывам, привычно противоречивое и «многоголосное».
Драматический театр им. К.С.Станиславского изменил картину этого зимнего вечера 17 января и ни на секунду не заставил пожалеть о том, что в этот день я оказался именно там. Главным событием вечера стала премьера спектакля Валерия Беляковича «Куклы» по переписанной режиссером пьесе Хасинто Грау «Сеньор Пигмалион». А перед этим в фойе театра состоялись два важных события: официальная торжественная церемония гашения марки «150 лет со дня рождения К.С.Станиславского» и официальное объявление о запуске совместного проекта Театра им. К.С.Станиславского и Российского университета театрального искусства (ГИТИС). Этот проект — «Российский национальный фестиваль театрального искусства среди студентов театральных вузов «Станиславский — НАЧАЛО» планируется провести уже в апреле этого года.
Но главное, конечно, спектакль. Пьеса Хасинто Грау, легшая в его основу, была написана в Испании в 1930 году. В самом начале этого года с поста премьер-министра уходит диктатор Мигель Примо де Ривера, в середине года отменяется цензура, в конце — забастовки, митинга, восстания, подавленные властью. Дальше падение монархии, не за горами Гражданская война. Пьеса, рассказывавшая о гастролях талантливой труппы сеньора Пигмалиона, целиком состоявшей из механических кукол, и о кукольном бунте против своего создателя, конечно, говорила о сопротивление тирании. О недопустимости превращения живых людей в послушных кукол.
Девять лет назад Валерий Белякович поставил «Кукол» в «Театре на Юго-Западе», и все это время спектакль идет там с непременным аншлагом. Возможно, премьеру «Кукол» многие назовут повтором или формальным переносом на другую сцену старого спектакля. Тем не менее, это не так. В спектакле не просто многое изменилось; прежде всего, за прошедшие девять лет поменялась наша жизнь. Тогда «Куклы» разговаривали со зрителем на языке театра о том, что по ту сторону рампы по-прежнему остается самым важным и неизменным — о живых актерах, являющих собой сущность театра. Акценты были смещены от социальных вопросов в сторону искусства. За прошедшие годы, пересматривая тот спектакль, и с каждым разом все лучше узнавая актеров, я невольно переводил увиденное на язык отдельных актерских индивидуальностей, особенностей каждого персонажа, словно оценивая «количество жизненных единиц» персонажей-людей и персонажей-кукол. А сегодня все изменилось — многие акценты, заложенные в текст испанским драматургом, вновь встали на свое место, и пришло время, не изменяя языку настоящего театрального искусства, взглянуть на нашу собственную возрастающую «кукольность».
Заняв в спектакле Театра им. К.С.Станиславского в большинстве своем молодых артистов, Валерий Белякович преследовал целью не только объединить труппу и дать работу молодым актерам. Именно благодаря их неуемной энергии и чувству партнера, режиссеру удалось создать единую и сплоченную труппу сеньора Пигмалиона (Михаил Инчин) — труппу кукол, страстно мечтающих стать живыми людьми. Каждый из персонажей: Брат Каин (Дмитрий Мягкий), Балабол (Борис Дергачев), Херувим (Максим Лакомкин), Капитан Мамона (Владимир Долматовский) и остальные, хоть и : обладали собственными неповторимыми характерами, все же подразумевались как часть единого целого. От этого спектакль стал еще более страшным — подстать времени. На первый же план вышли лишь две куклы — Брандахлыст (великолепная работа Сергея Медведева) и Помпонина (сыгранная Анной Капалевой, которой великолепно удалось показать сложнейший процесс превращения куклы в человека). Удивительное представление кукол, их побег, неизбежность их несвободы... Почти в самом финале спектакля (сидя в зале 17 января 2013-го уже неспокойного года) слышать сухой треск плетки окутанного дымом Брандахлыста и слышать надтреснутое «А что же будет дальше?» из уст Помпонины — это сегодняшний день, но с одной важнейшей особенностью. Он сыгран в театре, оживлен и передан зрителю при помощи языка искусства. И финальный монолог истинного Пигмалиона — Валерия Беляковича в том числе и об этом — талант и искусство способны оживить куклу, но кукла не может дать жизнь искусству, на это способен только живой актер из плоти, крови и нервов. Хоть делать это все сложнее в наше «механистическое» и многоголосное время.