Елена Милиенко • журнал ТЕАТРАЛ, май 2021/№5 (190) • 01.05.2021

Михаил Белякович: «ВСЕ АРТИСТЫ БЫЛИ ДЛЯ МЕНЯ РОДНЫМИ»

Главная / Пресса / Сезон 44

В спецпроекте «Театрала» - «Дети закулисья» – актер и режиссер Театра на Юго-Западе  Михаил Белякович. Его отец – Сергей Белякович, брат создателя театра и бессменного художественного руководителя Валерия Беляковича. Мама – Ольга Авилова, сестра Виктора Авилова – актера, обладающего просто-таки магнетическим взглядом и недюжинным талантом. Две актерские династии, с которых начинался Театр на Юго-Западе. Казалось, судьба Михаила предопределена. Но путь на сцену оказался не таким уж гладким…

Закулисное детство

– Поскольку и мама, и отец были актерами, я с детства проводил много времени в театре. Очень любил смотреть репетиции и спектакли. Ездил по театральным площадкам Москвы вместе с родителями, когда они были задействованы в спектакле «Театр Аллы Пугачевой», который Валерий Романович создал по песням певицы. Во время спектакля садился в зале на лестницу между рядов, смотрел представление и чувствовал сопричастность, хотелось, чтобы зрители знали, что на сцене мои родители. И у меня была такая выходка – как только начинались поклоны, я вставал со ступенек, забегал на сцену и выходил с родителями на поклоны. Зал, аплодисменты, а я вместе со всеми кланялся – «спасибо друзья». Все артисты уже знали про это, ждали меня. Сам тоже участвовал в постановках. Когда мне было шесть лет, вышел на сцену в спектакле «Встреча с песней» с номером «Плачет девочка в автомате». Это выглядело забавно, на что и рассчитывал режиссер. А в 1986 году даже съездил первый раз на гастроли в Чехословакию со спектаклем «Дракон», где играл Мальчика. Поездка в Чехословакию оставила самые яркие впечатления. Здесь ведь в то время ничего не было, а там магазины, в которых было всё. Игрушки лежат на полках, висят под потолком, такое изобилие было для меня шоком. Это первое, что меня очень сильно впечатлило. Потом, мороженое на улице. Рожок, в котором мороженого столько, что его удержать-то было сложно. Впечатление от заграницы для ребенка – это игрушки, мороженое, и никакой очереди.

В театре мне было интересно. Казалось, ты попадаешь в сказку – играет музыка, люди смеются. Все артисты были для меня родными людьми. И создавалось ощущение полного умиротворения.

Правда, родителей я практически не видел. Уходил в школу, они еще спали, приходил вечером, их еще не было. Из театра они возвращались ночью. Но когда мне было четыре года, родители развелись, и у отца появилась новая семья. Я продолжал ходить в театр с мамой, был задействован в некоторых постановках. А в одиннадцать лет остался сиротой. Мама скоропостижно скончалась, отец отказался брать меня в свою новую семью и меня хотели определить в детский дом. Но на суде бабушка, Валентина Алексеевна Авилова, встала и сказала, что никуда меня не отдаст и берет надо мной опекунство. Я стал жить в семье Авиловых – бабушки и дедушки Василия Михайловича. Дед во мне воспитал мужской характер, стержень, харизму. Благодаря деду я не стал слюнтяем, наркоманом и т.п. Благодаря бабуле всегда был одет, обут, накормлен. То есть, в этом плане мне повезло. Мы жили очень дружно. Но вот, к сожалению, все уже ушли, только бабуля осталась. Она похоронила сначала дочь, потом сына, потом мужа. Сейчас ей 91 год, и я за ней присматриваю, каждый день прихожу к ней, помогаю. Хотя она бодра и сажает огурцы, помидоры, закрывает по 400 банок за лето.

Не безоблачная юность

– Со смертью мамы закончилось моё закулисное детство. Началась взрослая жизнь, когда нужно было учиться зарабатывать. Конечно, бабушка с дедушкой делали, что могли, но я уже подрабатывал – по ночам разгружал фуры, работал на рынке, торговал джинсами. Плюс учеба, спорт, друзья. Летом отдыхал в пионерском лагере. Ходил во все кружки, которые там были. И пел, и плясал, и выжигал, и авиамоделированием занимался. В пионерском лагере научился стричь людей, делал друзьям модные стрижки. Кстати, шить и вышивать я тоже умею… А еще у меня был свой магнитофон с функцией радио, и я ловил музыку и записывал. Привозил кассеты в пионерский лагерь и на дискотеке все танцевали под мою музыку.

От театральной жизни на какое-то время пришлось отстраниться, но в театр я ходил как зритель и пересмотрел все спектакли. Видел, как работают актеры, которые создали эти подмостки. Им приходилось трудно, денег не было, ни о какой зарплате не было и речи. Виктор Авилов продолжал работать шофером, приезжал на спектакль, парковал здесь КамАЗ с песком и, не глуша мотор, быстро переодевался и выходил играть Гамлета. Потом снова садился в кабину грузовика и ехал на стройку. А на следующий день он играл в массовке. И это не считалось зазорным, потому что труппа была небольшая, все играли всё. На энтузиазме… И эти искры в людях зажег Валерий Романович Белякович.

Но мне надо было учиться, получать образование. После девятого класса решил получить профессию. А, поскольку дед был связан с машинами, я поступил в Московский автомобильный колледж при заводе ЗИЛ. Окончил с дипломом техника-технолога по станкам с программным управлением. Защитил диплом на «отлично» и получил разряд мастера.

Но гены берут своё – никуда от них не денешься. И на следующий день после защиты диплома я отправился в ГИТИС узнать, что там и как. Зашел в деканат, смотрю, сидит женщина и, не отрываясь от компьютера, спрашивает: «А вы деньги платили? – Нет, отвечаю я. - Тогда платите 60 рублей и идите на первый тур».  Не понимая ничего, заплатил 60 рублей и за день прошел все три тура. На следующий день встретился с педагогом, читал ему, пел, снова читал… Ему всё мало. Я объяснил, что только вчера узнал о том, что нужно для поступления в этот вуз, но он сказал, что я плохо подготовился и вызвал следующего абитуриента.

На следующее утро раздался звонок от Валерия Романовича: «Я слышал, ты в ГИТИС поступал. Почему мне ничего не сказал?» Я ответил, что хочу всё сделать сам. Он говорит: «Нечего тебе там делать. Завтра приходи на репетицию к 11 утра». Он понял моё желание стать актером. Я пришел на репетицию и мне дали 12 ролей, одна из них главная – Журден в пьесе  «Мещанин во дворянстве» Мольера. Я ввелся, не понимая ничего о профессии – что, как это делается. Но  Валерий Романович, гениальный педагог, обучил нас этому ремеслу. Потом, когда он набрал свой первый курс, мы с сестрой – Ольгой Авиловой, пошли к нему учиться, на заочное отделение, поскольку были плотно заняты в репертуаре. Я написал заявление на режиссуру, но Валерий Романович дал понять, что мне надо сначала получить профессию актера. Правда, все три года обучения я занимался тем, чем занимаются режиссеры – ставил спектакли. Поставил десять спектаклей и на третьем курсе меня перевели на режиссуру. Таким образом, я окончил ГИТИС по специальности «режиссер драматического театра». И вот уже больше двадцати лет я в Театре на Юго-Западе. За что спасибо Валерию Романовичу.

Театр – это навсегда

– Можно сказать, что в целом у меня всё складывается. И это благодаря тому, что я не лежу на диване и не жду, когда мне предложат главную роль в кино, или в театре. Мой девиз – делай дело. Надо жить интересно. Иначе – какой смысл? Всё, что происходит с тобой и вокруг тебя – это ты. Нет ни правых, ни виноватых. Это один из моих постулатов. Мне нравится, чтобы зал  смеялся, потому что слез хватает и за пределами театра. Конечно, не в каждой роли. Но если есть возможность как-то повеселить зрителей, то я непременно пользуюсь этим. Когда зал молчит – хуже не придумаешь. Это самое ужасное. Начинаешь страшно нервничать, кажется, что делаешь что-то не так. Нет обмена энергией. Во время пандемии, когда наполняемость зала была на четверть, а сейчас наполовину, играть очень сложно. Такое впечатление, что ты где-то на передовой во время военных действий выступаешь перед бойцами. Зрители в масках, и непонятно, то ли они улыбаются, то ли зевают. Ты запускаешь энергетику в зал, а там провал, зал пустой. Нет никакого возврата. Ничего... Ужасное ощущение. Страшный сон актера. Тем более, театр у нас камерный, здесь не спрячешься, все эмоции на виду. Как в кино крупный план.

В театре я не только актер, но и режиссер. Поставил несколько спектаклей и совместно с Олегом Анищенко, и самостоятельно. Из последних работ – «Дневник Элли/Изумрудный город», который я делал, как мультфильм. Лейтмотивом спектакля поставил фразу «Всё, что происходит с тобой и вокруг тебя – это ты», объясняя детям, что не надо бояться, не надо зажиматься, надо делать то, что ты считаешь нужным. Правильно, или нет, но делай. Лучше ошибиться, чем потом жалеть о том, что не сделал.

В последнее время, помимо прочего, вплотную занимаюсь постановкой театральных игр «Импровизационный батл» на различных площадках. Тоже очень увлекательное занятие.

Постановка – это эмоциональный выплеск. Это внутреннее. Созрел что-то поставить и ставишь. Нельзя ставить спектакль по заданию. Ты сам должен прийти к этому решению. Но вообще в театре для меня всё важно. Здесь работают не ради зарплаты, а ради внутреннего душевного порыва.

Золотой голос пандемии

– Ради театра я отказался от кино. Но ни о чем не жалею. Я заменил это озвучкой в свободное время. Как и все актеры дубляжа, начинал с так называемых гур. Это озвучка персонажей массовых сцен, и их слышно невнятно – гургур. Затем перешел к озвучиванию внятных гургуров, потом эпизодов и главных ролей. Озвучивал художественные и документальные фильмы, мультфильмы, компьютерные игры. Их тоже довольно сложно озвучивать, потому что надо прописывать всю физику персонажа, весь синхрон. Одна из последних компьютерных ролей – Кратос из игры God of War, которая стала лучшей игрой 2018 года. Я был голосом телеканала Царь град, работаю с каналом RT, озвучиваю персонажей в программе «Международная пилорама». Во время первой волны пандемии по Москве ездили машины с предупреждением о коронавирусе и призывом к москвичам о мерах предосторожности, это озвучивал тоже я. Министр культуры даже в шутку назвал меня «Золотой голос пандемии».

У нас в Москве, к сожалению, не было ни курсов, ни школ, где обучали бы мастерству озвучивания и дубляжа. И в театральных институтах не было ничего подобного даже близко. Поэтому пять лет назад я решил организовать свою школу «Озвучивания и дубляжа». Обучение в ней длится пять месяцев. У меня есть педагоги, которые занимаются со студентами. Сначала речью, а потом переходят к микрофону. Мы изучаем документальный закадр, игровой закадр, дубляж. Через пять месяцев я устраиваю экзамен, шестой месяц рекомендованный – лучших учеников рекомендую на все студии Москвы. И у меня есть кем гордиться.

Это всё для души. Вообще мое мнение – если человек в жизни занимается нелюбимым делом, значит, он зря живет. Всё, что я делаю в жизни, всё, что связано с моей профессией и в театре, и в озвучке – я делаю с удовольствием. Всегда. В жизни мне повезло. Я занимаюсь любимым делом в любой области.

Жизнь прекрасна!

– Вся моя жизнь связана с театром. Я – ребенок закулисья. И мои дочери – Мария и Софья, тоже дети закулисья. Девчонки приходили в театр, принимали участие в постановках. Старшая – Мария, участвовала в спектакле «Встреча с песней», исполняла арию Дивы Плавалагуны из фильма «Пятый элемент». У нее прекрасный голос и сейчас она студентка вокального отделения в Генсинке. Уже выступает, принимает участие в международных конкурсах и привозит оттуда золотые медали. В этом плане с ней всё сложилось. Средней – Софье десять лет. Она учится в школе, хорошо рисует. Девчонки – люди творческие, а будут ли они связывать свою жизнь с театром, я не знаю. Полтора месяца назад у меня родился третий ребенок – сын Матвей. Его мама – актриса Яна Мармиль. Она играла в Крымском русском театре имени Горького, но пока занимается сыном. И, несмотря на то, что у Матвея оба родителя актеры, мне бы не хотелось, чтобы он выбрал эту стезю, потому что если ты попал в эту профессию, тебе придется очень сильно крутиться. Талант развивать будем, а там посмотрим… Мои дети от разных матерей, но мы сохранили хорошие отношения. И все мои дети со мной. Каждые выходные они собираются у меня, и мы чудесно проводим время вместе. Мне нравится, когда собирается вся большая семья Беляковичей. 

Мне очень повезло, что во мне слились гены Беляковичей и Авиловых. Отсюда эта безудержная энергия и любовь к жизни. Её никуда не денешь, потому что она в крови. И это отлично! И вообще – всё, что происходит в жизни – всё прекрасно!

Елена Милиенко • журнал ТЕАТРАЛ, май 2021/№5 (190) • 01.05.2021