Спектакль "За закрытыми дверями" по Сартру режиссер Наталья Бухальцева, ученица Валерия Беляковича, представила в жанре мистической загадки.
Где происходит действие? В Аду. Но Ад – это не пытки, жаровни и черти. Ад – это люди, охотно становящиеся самыми изощренными и изобретательными "палачами" своих соседей. Эта идея автора блестяще раскрыта в постановке Натальи Бухальцевой.
Жан-Поль Сартр – одна из самых значимых и интересных фигур французской литературы. Философ, представитель атеистического экзистенциализма, писатель, драматург, эссеист, педагог, он стал Лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1964 году, но отказался от получения.
Что же такое экзистенциализм? Это философия существования, которая как будто "смотрит" на человека как переживающее, страдающее и трагическое существо, обладающее возможностью свободного выбора и ответственного за свои поступки. Основной темой экзистенциализма стало существование человека в абсурдном, то есть отчужденном, бесчеловечном мире.
Пьеса "За закрытыми дверями" одна из самых репертуарных у Сартра. Она состоит всего из одного действия, для неё требуется только одна декорация и четыре актера. В первой, журнальной публикации текст носил заголовок “Другие”. В последствии названия менялись — “За запертой дверью”, “Взаперти”, “Нет выхода”.
Сартр делает акцент на выборе человека. Его индивидуальном выборе, ответственности и поиске своего места в мире. Темы пьесы — взаимоотношения между людьми, рефлексия по поводу зла, обиды и горечи, доставленных другим людям, запоздалое понимание потери собственного лица и невозможности изменить и исправить происшедшее.
В пьесе четыре персонажа, один из которых, Коридорный, появляется только в нескольких эпизодах. Действие происходит в замкнутом пространстве – в гостиной без окон и зеркал. Достаточно скоро выясняется, что этот “номер” расположен в аду.
Поочерёдно Коридорный приводит в него трёх персонажей. Все они на какое-то время остаются способны видеть происходящее на земле. Только когда события, связанные с их смертью, исчерпываются, они теряют такую способность.
Персонажи мучаются оттого, что в их прошлом присутствует нечто – подлость, предательство, разврат, издевательство, чего уже не изменить, – они уже не “проект”, будущее для них закрыто. Они пытаются убежать от осознания неприятных фактов, но присутствие рядом Других (соседей по комнате), не дает такой возможности. Именно через Другого человек узнает себя, взгляды других дарят ему собственное отражение.
Любители классических спектаклей, надо сказать, не оценят по достоинству эту постановку. Эксцентричность, присущая "Театру на Юго-Западе", работает здесь в полной мере.
Именно в этом театре ощущение Ада усиливается и самим помещением – полумрачное АРТ-кафе и "дорогой" к нему – зрителя погружают в атмосферу с момента входа в театр.
Видеопроекцией в наше время никого не удивишь, но в этом спектакле это не просто часть декорации, а кинолента жизни персонажей, которая появляется на стене, так сказать, перед выходом очередного персонажа и в моменты "истины": показать и Гарсену, и Инес, и Эстель, что без них происходит в том, другом мире, куда обратной дороги им нет. Эти видеофрагменты действуют как сигналы для усиления боли.
Существование актеров специфическое, надо сказать. Если Гарсен (Сергей Бородинов) абсолютно настоящий, живой, нормальный человек в начале спектакля. То появление Инес (Любовь Ярлыкова), несколько удивляет. Что-то нечеловеческое есть в её пластике, в отличие от Гарсена и Эстель (Елена Шестовская). И кажется, что ничто не может соединить этих разных, абсолютно разных людей.
Но есть то, что их объединяет – страшные действия, совершенные в жизни, которые нельзя ни простить, ни объяснить: убийства, издевательства... И именно поэтому они оказались здесь втроем. И каждый смотрит в другого как в зеркало. От темы спектакля становится страшно.
Оригинал статьи можно прочесть тут
А что касается жанра мистическая загадка... Это каждый зритель определяет для себя сам. Так решил режиссер.