21 ноября в Арт-кафе Московского Театра на Юго-Западе премьерой Максима Лакомкина «Я» открылся девятый сезон. В нынешней нелегкой пандемической ситуации любая театральная премьера приравнивается к подвигу. Но «Я» – проект совершенно особенный, полный свойственной «Юго-Западу» искренности и высочайшего уровня доверия по отношению к зрителю.
Арт-кафе давно стало своеобразной «малой сценой», где создаются самые рискованные театральные эксперименты, где, как и в годы становления Театра-студии на Юго-Западе отсутствует пространство между актерами и зрителями, и можно дотянуться до актеров рукой. Как говорит актёр, Егор Кучкаров, исполняющий главную роль в спектакле, такая атмосфера сближает со зрителями, делая их невольными соучастниками происходящего.
Лаконичная сценография, придуманная режиссером: чёрный фон, два стула и висящие фонари, которые выступают для главного героя и телефоном, и морковкой, – и всем, что он только представит, – вот она, сила фантазии, а может быть – бреда, безумия, навязчивого видения?
Отчаявшийся художник, которого играет Егор Кучкаров, словно материализуется из мрака. Отталкивающая, импульсивная музыка становится лейтмотивом героя и его творческого кризиса.
Многоплановая история о потере Музы (Алина Иванова), о борьбе с внутренним страхам и с собственным альтер-эго, когда находишься на грани сумасшествия и теряешь ощущение реальности: вот та фантасмагория, практически иммерсивность, которую использует Максим Лакомкин при работе и с актерами, и со зрителем.
Роль альтер-эго художника досталась Андрею Кудзину. Он, словно ласковый демон сомнения, постоянно присутствует на сцене, взаимодействуя и с персонажами и с публикой, именно он и является основным двигателем действия. В «Я» он примеряет новое для себя амплуа – «темной стороны», как в романах Стивена Кинга, внутреннего голоса, это сомнения и страхи, сконцентрированные в одном, очень конкретном и невероятно обаятельном персонаже.
Спектакль заставляет задуматься о том, как часто мы не реализуем свой творческий потенциал. Как и всегда, «Юго-Запад», вступает в прямой диалог со своим зрителем. Он ставит вопросы, ответы на которые должен найти сам собеседник. Он экспериментирует, дает пространство для рефлексии, мысли, сосредоточения.
Спектакль Максима Лакомкина – это действительно яркое и невероятно точное событие на театральной карте современной Москвы, уставшей от бесконечных авангардных экспериментов и истосковавшейся по простой искренности.
Оригинал статьи можно прочитать здесь