Лет десять назад, когда в студенческой среде возникли первые самодеятельные объединения любителей эстрадной музыки, вряд ли кто предполагал, что через некоторое время на их основе образуются дискотеки.
Как показала практика, и в частности итоги первого Всероссийского смотра-конкурса дискотек, в настоящее время наиболее распространенными и перспективными являются тематические программ, в которых находят отражение самые актуальные вопросы современности. Причем средства воплощения здесь могут быть самыми разнообразными: диско-лекции, целенаправленные диско-концерты, литературно-музыкальные композиции, театрализованные представления, где вместе с аудиовизуальным рядом полноправным компонентом становятся выступления ритм-группы или пластического балета, где осуществляются попытки расширить стилистические границы за счет актерской игры, художественного и поэтического слова.
Опыт такого не совсем привычного синтеза жанров и подсказал еще одну мысль, может быть, не бесспорную, но, на наш взгляд, заслуживающую внимания. Речь идет о «прописке» дискотек, например, вТЮЗах, театрах музыкальной комедии. Где зрелищность и занимательность диско-представления, перенесенные на профессиональную сцену, могут обрести новые грани, превратиться в многозвучный, многокрасочный спектакль, сила воздействия которого откроет новые возможности для эстетического воспитания и образования молодежной аудитории.
Все так… Но представим на минуту, что деятели культуры, вдохновленные радужными перспективами, поспешат и не продумают все детали такой «прописки», не учтут театральной специфики. Ведь проще всего открыть «дискотеку при театре»: кончается спектакль, публика устремляется в фойе… И еще два часа - «танцы до упаду»… Таким образом, спектакли будут «прилагаться» в качестве печально известной «нагрузки» - на этот раз к дансингу: хочешь потанцевать, посмотри для начала пьесу, которая тебя мало интересует.
Как избежать подобной крайности? Это попытались сделать актеры Московского театра на Юго-Западе.
… «Диско-театр: встреча с песней» - эта экспериментальная программа прочно обосновалась в репертуаре театра-студии. Достаточно сказать, что только в прошлом сезоне было показано 128 представлений, и каждое из них – спектакль, водевиль и музыкальное ревю одновременно, бенефис с участием десятков самых популярных отечественных и зарубежных исполнителей, парад масок и аттракционов, с кордебалетом и пантомимой.
Режиссер этого молодежного театра Валерий Белякович утверждает, что нет ничего возможного, а подобный синтез музыкальной динамики, ритма танца и сценической игры вполне правомерен, все зависит от художественного уровня, от изобретательности актеров и режиссера. По его словам, скоморошьи представления прошлого тоже были близки к этому. Да и первым спектаклем театра-студии стало «представление по мотивам старинных русских водевилей» - своеобразный мюзикл, в котором традиционные забавы были сутью, исходным материалом.
…За несколько минут до начала диско-шоу все в этом полуподвальном зальчике на проспекте Вернадского напоминало привычную – оживленную – атмосферу любого из вечеров, когда студийцы играют «обыкновенные» спектакли.
Первое отделение в принципе походило на «Необыкновенный концерт» в театре С. В. Образцова: интересный конферанс явился «пародией на пародию» Зиновия Гердта, но более современной, злободневной по содержанию, более раскованной, рассчитанной на молодежную аудиторию. «Необыкновенное диско-шоу» составили семнадцать хореографически-пантомимических номеров, в целом охвативших жанры не только эстрадного, но и оперного, хорового, фольклорного исполнительского искусства.
Пока студийцы готовили зал ко второму отделению: превращали сцену в площадку для танцев и, наоборот, зрительские места – в помост для предстоящих собственных импровизаций, я беседовал со многими гостями театра-студии. Все сходились на том, что ничего подобного видеть им не приходилось – свежо, оригинально. В оценках диско-шоу чаще других звучали определения: актуально, злободневно, артистично… Действительно, в своих пародиях в шаржах ребята стремятся не к «похожести», но, как и требуют законы жанра, к поиску характернейших черт, деталей. Именно это придает диско-шоу отточенность, артистичность.
Во втором отделении студийцы предложили зрителям «творить вместе» – им была предоставлена возможность не просто потанцевать, как в традиционной дискотеки: звучали и частушки, пародийные куплеты и даже классическое танго. И публика принимала эту программу с благодарностью, в зале не было равнодушных, скучающих, недовольных. Принцип «каков актер, таков и зритель» сказался со всей очевидностью.
Приведенный пример (вернее, мини-рецензия) не исключает, естественно, других возможных форм совмещения развлекательно-познавательной сущности дискотеки с той нагрузкой, которую несут на себе лучшие спектакли наших прославленных театральных коллективов: помочь зрителю задуматься, поразмышлять о жизни, ее проблемах, коллизиях. Наверное, было бы правильно этот опыт изучить и подумать, как помочь театрам и дискотекам найти друг друга.