Наталья Савватеева • газета ТЕАТРАЛЬНЫЙ КУРЬЕР, ноябрь 2010 года • 11.2010

Музыка и любовь

Главная / Пресса / Сезон 34

         В театре «На Юго-Западе» состоялась очередная премьера в постановке Валерия Беляковича. Это синхробуффонада «Аккордеоны».

      Где режиссёр черпает свои фантазии – в жизни, в отношениях с друзьями, интернет-блогах или в снах, приходящих к нему по ночам? И что в них - конкретные истории, а где – преломленные сквозь призму чувств и желаний островки собственных надежд? Наверняка проще следовать за реальными ситуациями, чем улавливать тончайшую грань душевных переживаний и ожидать, чтобы они совпали  с теми, кто пришёл в зрительный зал. Чтобы зрители, опрокинувшись в сценическое действие, не отрываясь,  следили за персонажами и внутренними  коллизиями твоей фантазии. И за тем неизменным дирижёром, без которого жизнь превращается в хаос.
        Их девять человек, актёров-музыкантов, не считая старого аккордеониста, аккомпанирующего  перед началом спектакля уличной певичке. Свет погаснет, и он уйдёт, растворившись в мраке закулисья. И выйдут те, кто сегодня представит нам изнанку человеческой души. Но изнанка –далеко не худшее в нас, а лишь то, что движет нами по жизни: увлечение и любовь, ревность и ненависть, зависть и восхищение, гордость и желание. И когда наши сокровенные чувства, мысли, поступки и страсти проявлены именно музыкантами и музыкой, всё поднимается до уровня обобщения. И у тебя перехватывает горло оттого, что кто-то смог угадать твои тайны и саму суть этой жизни, которая так прекрасна и так трагична. Как же точно рассчитано здесь безмолвие героев, продолжением которых являются аккордеоны! Да и зачем говорить, когда всё сказала музыка и лица музыкантов, их пластика,  их уникальная индивидуальность и потрясающая общность?! Ведь именно они, чтобы так виртуозно владеть инструментом, должны пройти тяжкий путь постижения ремесла, которое в руках мастера превращается в священнодейство, волшебство или, как принято сегодня говорить, шоу. И оно действительно кажется вначале только шоу, если бы не мудрость автора, заставляющего публику взлетать над суетой и привычной банальностью. Этот спектакль отдалённо напоминает фильм Этторе  Скола «Бал», снятый 27 лет назад о событиях французской истории, где тоже не было сказано ни единого слова, лишь только музыка и люди на танцплощадке. Валерий Белякович, сделав шаг в сторону от реальной жизни, погрузил нас в реальность души, где каждый готов искать и находить себя в неизведанном пространстве под названием Музыка и Любовь.

Наталья Савватеева • газета ТЕАТРАЛЬНЫЙ КУРЬЕР, ноябрь 2010 года • 11.2010