«Мы еще повоюем!» - пообещал пензякам народный артист РФ, главный режиссер московского театра на юго-западе Валерий Белякович.
Восемь лет он не приезжал в наш город. И вот повод, хотя и грустный, представился: Валерий Белякович дал в Пензе благотворительный вечер в пользу пензенского драмтеатра.
Он нисколько не изменился за эти годы – все то же обаяние, бешеная энергетика, талантище. Последний раз он очаровывал пензенскую публику в 2000 году – тогда в Доме-музее Мейерхольда Белякович отметил свое 50-летие. А первый раз приехал в 1987-м: гастроли театра-студии на Юго-западе произвели в городе фурор. Все только и говорили, что о «Гамлете» и «Алле Пугачевой». С тех пор столичный режиссер стал желанным гостем в Пензе, за 10 лет поставил в нашем театре знаменитые спектакли «Мирандолина», «Мастер и Маргарита», «Сон в летнюю ночь», «Укрощение строптивой» и другие.
Пенза стала для него родным городом, второй родиной, потому и трагедию драмтеатра он воспринял как личную. Но, как человек жизнелюбивый, зацикливаться на переживаниях не хочет:
– Когда мне позвонил Сергей Казаков и сообщил о пожаре, я подумал, что это идиотская новогодняя шутка, не хотелось верить. Вместе со всеми пензяками, ныне жителями Москвы, мы переживали это событие и понимали, что должны что-то сделать для театра, поддержать его творчески. Так что мы еще повоюем, потому что город без театра – это город без души. Недаром Гете говорил: «прежде чем построить государство, нужно построить театр». Россия всегда была сильна именно репертуарным театром. Без него Пенза не имеет права на существование.
Связи с нашей труппой Белякович никогда не терял, просто за эти годы в жизни режиссера произошло немало событий: он семь лет работал художественным руководителем театра комедии в Нижнем Новгороде; будучи профессором ГИТИСа, вел актерско-режиссерский курс; ездил на гастроли со своим театром на Юго-западе по городам и странам. Но, несмотря на занятость, готов выбрать время и поставить спектакль в Пензе.
Не исключил он и приезда на гастроли своего театра, где, кстати, играют бывшие звезды пензенской сцены Евгений Бакалов и Татьяна Городецкая. Совсем недавно у актера состоялась премьера – он сыграл царя Эдипа. Московские критики высоко оценили эту работу. По выражению Беляковича, «Бакалов поднял знамя Виктора Авилова». В копилке актера такие роли, как синьор Пигмалион в «Куклах» и Горацио в «Гамлете». Многие, кстати, до сих пор не могут простить мэтру, что увез любимых актеров, на что тот парирует:
– Мы люди одной крови. Таким был для меня Виктор Авилов – горячо любимый ведущий актер театра, гений. Его уход из жизни я переживал очень сильно. Когда мы встретились с Бакаловым, поработали вместе, я понял – это Богом поцелованный актер, великий труженик, отдавший вашему театру 20 лет жизни. Но он захотел попробовать свои силы на столичной сцене, тем более его друг и однокашник Александр Наумов давно работает у меня. Так что всю счастливую семью Бакаловых - Городецких, кроме дочери, которая работает в «Дойчбанке», я взял под свое крыло. Ими можно только гордиться.
Евгений Бакалов также присутствовал на этом вечере, но, к сожалению, на сцену не вышел: надо было уезжать – в Москве его ждали неотложные дела.
Свое выступление Белякович образно назвал «вечером похороненного артиста». Хотя он продолжает выходить на сцену в некоторых ролях, главная его задача – постановка спектаклей, причем не только в собственном театре. Его приглашают в Японию и Америку, Нижний Новгород и Петербург, и даже Татьяна Доронина не прочь видеть этого авангардиста в своем патриархальном МХАТе. Но желание играть, импровизировать, устраивать праздник себе и зрителям в нем живо.
За два часа Валерий Белякович прочитал монолог Клавдия из «Гамлета», отрывки из пьесы Олби, полностью поэму Сергея Есенина «Пугачев», поразив публику своей феноменальной памятью, и давно снискавшие ему популярность в среде пензенских театралов авторские юмористические рассказы на основе историй из своей биографии и жизни родных, изрядно повеселив зрителей – вечер закончился гомерическим хохотом.
И все было бы прекрасно, если бы не одно «но». Почему-то московские знаменитости приезжают помочь нашему театру, а пензенская публика отвечает на их усилия равнодушием. Вот и на моноспектакле Беляковича зал был наполовину пуст. Может, свою роль сыграла практика добровольно-принудительных взносов в пользу театра, применявшаяся некоторыми нашими руководителями? Вот уж поистине «услужливый дурак опаснее врага».