На страницах газеты мы рассказывали читателям о молодежной театральной студии на Юго-Западе, находящейся, к сожалению, в очень маленьком помещении в Тропареве. В группе – рабочие и учащиеся высших и средних учебных заведений нашего города, страстно любящий театр и отдающие ему все свое свободное время. Руководит коллективом студент-дипломник ГИТИСа В. Р. Белякович.
За годы существования студии ее посетили и полюбили ее спектакли сотрудники Министерства культуры СССР, СЭВ, АПН, Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.
А сегодня в студию на гоголевскую «Женитьбу» пришли молодые строители СУ-237 объединения жилищного строительства Главмосстроя: электрик Дмитрий Бевзенко, штукатур Соня Хасанзянова и монтажник Петр Бондарев. Оказывается, в театре-студии на Юго-Западе они не в первый раз. Уже посмотрели представление по мотивам русских водевилей «Уроки дочкам» и драму А. Казанцева «Старый дом».
Расспрашиваю ребят о только что увиденном спектакле.
- В последние годы интерес к этой комедии возрос. В Московском театре на Малой Бронной «Женитьба» представлена А. Эфросом, Ленинградский режиссер В. Мельников не так давно снял одноименный фильм. Но у каждого постановщика свое видение этого произведения, свой творческий подход. Тем более, что Театр-студия на Юго-Западе в своих спектаклях старается избегать повторов, «штампов», пытается найти новое, оригинальное решение мизансцен.
Знакомы ли вы с другими постановками «Женитьбы», и понравился ли вам сегодняшний спектакль?П. Бондарев: К сожалению, я видел только фильм В. Мельникова. В нем была подчеркнута неустроенность героев. В спектакле же театра-студии на первом плане – духовное убожество персонажей. Мне очень понравилась превосходная игра Л. Уромовой, исполнительницы роли Агафьи Тихоновны, С. Беляковича, сыгравшего Яичницу, А. Мамонтова, исполнившего роли Жевакина. Прекрасно создан актером В. Авиловым образ Кочкарева. Режиссеру, на мой взгляд, удалось сделать спектакль историчным, и в то же время современным: в нем черты и минувшего века, и нынешнего.
Д. Бевзенко: А я на протяжении всего спектакля чувствовал, будто с героями нахожусь в прошлом веке. Возможно, это оттого, что границы между сценой и зрительным залом практически не существует, и актеры удивительно легко перевоплощаются. Создатели спектакля показали гоголевских персонажей в разных ситуациях: в комических и трагических. Я смеялся и переживал вместе с ними. (Наверное, потому, что «проблема» эта классическая. Ведь женитьба никого не минует…).
С. Хасанзянова: Больше века прошло со времени написания этой комедии. Многое изменилось с тех пор. И бракам по расчету сейчас предпочитают браки по любви. Но спектакль театра-студии как бы предостерегает от неправильного выбора. Ведь людям надо присмотреться, выбрать человека по душе.
- На мой взгляд, очень удачно подобрана музыка к этому спектаклю. Русская народная песня «Когда б имел златы я горы» начинает и завершает его композицию, современным быстрые ритмы, органично вошедшие в постановку передают динамику «Женитьбы», настораживают, подготавливают к неожиданной развязке.
Д. Бевзенко: В наш «атомный век» музыка утвердилась и в театре, и в кинематографе. В этом спектакле Театра-студии на Юго-Западе она ярко характеризует каждый персонаж, подчеркивает остроту конфликтов.
П. Бондарев: Действительно, музыка дополняет действия героев и помогает зрителю воспринимать все происходящее на сцене.
- Много популярных эстрадных мелодий и в спектакле по мотивам водевилей И. Крылова и В.Соллогуба «Уроки дочкам». И благодаря этому, события, происходящие два века назад, становятся близкими и понятными современному зрителю. «Уроки дочкам» И. А. Крылова раскрыл великого русского баснописца и как талантливого драматурга.
«Беда от нежного сердца» В. Соллогуба известна лишь немногим. Для некоторых «Уроки дочкам» стали первым знакомством с русским классическим водевилем.
С. Хасанзянова: С русской классикой на советской сцене я встречаюсь не первый раз. Лет пять назад со своими подругами из училища была в профессиональном театре на таком спектакле. Но ни запомнилась ни постановка, ни игра актеров, несмотря на то, Что повторяю, коллектив был профессиональным. А «Уроки дочкам» Театра-студии на Юго-Западе понравились мне сразу, особенно водевиль В. Соллогуба. В нем очень много песен, танцев, привлекает идея соединения современности с классикой. Интересны взаимоотношения молодых людей и их родителей. Замечательно сыграл во втором водевиле роль Аграфены Кубрыкиной С. Белякович.
Смеются над своими героями создатели спектакля, смеемся и мы, зрители.
П. Бондарев: А мне более близка тема ровесника в современной драматургии. За поступками и действиями героев узнаешь то, что ты сам видел. Поэтому больше всего понравился спектакль «Старый дом». Это социальная драма. Вместе с режиссером мы пытаемся разрешить актуальные проблемы современной семьи, разобраться в характерах действующих лиц. Я смотрел этот спектакль в Новом драматическом театре, но мне постановка понравилась меньше, чем в Театре-студии на Юго-Западе. Вероятно, я был отдан студийному исполнению. Актеры сыграли на едином дыхании.
В театре-студии более непосредственный контакт со зрителем. Прекрасно играла Г. Галкина, быть может потому, что она была первой исполнительницей и спектакль создавался и совершенствовался вместе с ней. Как всегда, поражает своим искусством С. Белякович, которого, на мой взгляд, отличает подлинная глубина актерского исполнения.
Д. Бевзенко: Этот спектакль и мне пришелся по душе. Ведь в нем показаны все стороны современной жизни. Порой вспомнишь его – задумаешься: «А ведь так оно и бывает, так все и есть, никуда от этого не денешься». Хорошо играют исполнители главных ролей Т. Кудряшова и В. Щеблецов. Быть может потому, что сами они молодые. Без преувеличения можно сказать, что этот спектакль учит жить, мыслить, рассуждать.
- Как я поняла, вам понравились и постановки, и коллектив театра. А нравится ли вам его помещение?
Д. Бевзенко: Нет, конечно. Я всегда с большим удовольствием хожу на спектакли театра-студии. Но достать билеты нелегко, ведь зрительный зал вмещает всего 100 человек, а желающих попасть на спектакли вчетверо, впятеро больше. Приходится тесниться, сидеть на чем попало, а то и просто стоять. Пора бы уж построит театру новое здание.
Если бы этим занялся Моссовет, Гипротеатр, Главмосстрой, и строительная организация взяла бы над театром шефство, то очень быстро можно было бы построить новое здание. Начальник нашего участка Иван Васильев и мои товарищи с удовольствием взялись бы за строительство этого помещения. И через короткое время Театр-студия на Юго-Западе отметил бы новоселье.