Наталия Колесова • «Московский комсомолец», № 196 (17.427) •

На дне русской души

Главная / Пресса / Сезон 19

Валерий Белякович, художественный руководитель театр «На Юго-Западе», не устает удивлять своих зрителей. Двадцатый сезон любимой москвичами труппы откроется премьерами: шекспировский «Сон в летнюю ночь» и «На дне» Максима Горького, волшебная фантазия и клубок страстей и мыслей, - таковы два вектора нового сезона.

Почти забыв о излюбленных Гоголе и Шескпире, Белякович признался в давней, мучившей его любви к пьесе Горького. Как следовало ожидать в интерпретации театра «На дне» выглядит очень современно, характеры – остро хрестоматийны, афоризмы – свежи. У спектакля, идеально вписавшегося в здешнюю эстетику каменного полуподвала, разделенного нарами на коридоры, есть как минимум еще одно достоинство. Минуя уровни социального и бытового анализа, он погружается в бездны русской души. Ее устрашающая глубина, непостижимость, жестокость и беззащитность привлекают создателей постановки больше всего.

Герои спектакля – «убийцы и воры от алтаря и острога», бродяги и эстеты – оказываются жалкими или непокоренными актерами «в театре Господа Бога». С изяществом и шиком носят они дорогие белые лохмотья. Надетые на голое тело, эти белоснежные жилеты, пальто, пиджаки символизируют сладость воспоминаний для Барона (Вячеслав Гришечкин) или блатную элегантность для Сатина (Валерий Афанасьев). Хорош Виктор Авилов (Актер), забавляющийся игрой в забытого Гамлета и убедительно жалующийся, что «организм отравлен алкоголем». Лука Сергея Беляковича, не скрывая своего уголовного прошлого, выступает в роли честного психотерапевта ночлежки. Наконец-то этот персонаж, выглядящий особенно стильно с бритой головой и богатырской фигурой, потерял отталкивающие черты хитрого проповедника, навязанные ему в советском театре.

Спектакль Валерия Беляковича поднимает реализм до метафорических обобщений, мистических прозрений и эмоциональных вершин. Он наполнен тоской, безрассудной яростью, ослепительным юмором и пронзительной нежностью. Русские пляски и песни перемежаются с жестокими драками, музыка трагического Вангелиса – с роковыми стилизациями народных мелодий. Текст Горького становится поводом для проникновения в суть явления жизни «на дне» общества, на обочине жизни. Цельное зрелище, идущее на одном дыхании и объединенное единым порывом отчаявшейся души к свету, ставит артистичных босяков в экстремальную ситуацию. Выбирающие свет выбирают гибель.

Наталия Колесова • «Московский комсомолец», № 196 (17.427) •