Спектакль по пьесе Горького — одна из ранних постановок Валерия Беляковича, основателя театра на Юго-Западе, которая после перерыва вернулась в репертуар в декабре 2021 года.
Будни ночлежки, дно общества, воры, шулера — а то и обычные люди, которых судьба бьет, не давая передышки и не позволяя подняться. Ад — или преддверие ада, если угодно. Но Горький, как никто другой, понимал: ад — это люди.
В наибольшей степени ад, наверное, воплощен в личности хозяйки ночлежки Василисы (Ольга Иванова). Она внушает ужас, когда ненавидит, но не меньший ужас — когда любит. И все, кому "посчастливилось" стать объектом ее слепой, яростной, нерассуждающей любви-ненависти, обречены так или иначе погибнуть.
Это касается в первую очередь ее любовника Васьки Пепла, которого блестяще играет Алексей Матошин. Сатину (Сергей Бородинов) повезет больше: сохранив дистанцию с хозяйкой ночлежки, он уцелеет и даже сможет со знанием дела рассуждать о том, что человек — "это звучит гордо". Впрочем, пока он рассуждает, еще один обитатель ночлежки, Актер (Максим Лакомкин) повесится от безысходности, но тут уж ничего не поделаешь.
Обновленная версия "На дне" интересна прежде всего своими сильными актерскими работами: помимо тех, кого я уже назвала, это Клещ (Александр Шатохин), Асанка (Артур Хачатрян), Квашня (Галина Галкина) и другие. В более поздних постановках Белякович предпочитал обходиться минимумом реквизита, однако в "На дне" нары присутствуют на сцене, усиливая эффект от происходящего. Жизнь, ограниченная спальным местом в подвале, куда не проникает свет — но все же "человек — это звучит гордо".
Оригинал статьи можно прочитать здесь