Константин Горячев • Газета "Московская правда", 7 мая 1998 года • 07.05.1998

На круги своя, но с новым радиусом

Главная / Пресса / Сезон 21

В апреле московская зима вела последние арьергардные бои, но в городе, несмотря на снегопады, пахло весной. Театральная жизнь – в разгаре, и многие уже начали задумываться о планах на лето. Именно в эти дни открыл, наконец, очередной сезон "Театр на Юго-Западе".

Отметив в прошлом году своё 20-летие, труппа ушла в отпуск, затянувшийся как никогда: десять месяцев продолжалась реконструкция театра, о необходимости которой так долго говорили…
Этому творческому коллективу давно стало тесно в его аскетическом помещении. Сцена, на которой рождались спектакли, имевшие постоянный успех не только у нас, но и за рубежом, от Чикаго до Единбурга, была до обидного мала, а верные зрители (каждый вечер – аншлаг) заслуживали большего комфорта, нежели тесные лавки крошечного амфитеатра.
Вспоминается потрясение японских актёров, приехавших, чтобы показать нам двуязычный шекспировский спектакль В.Беляковича "Ромео и Джульетта", в котором семейство Капулетти играли актёры из Токио, а Монтекки – наши, с "Юго-Запада". После триумфального турне по тысячным залам Японии московская сцена Ромео поразила Джульетту и её родственников своей малогабаритностью. Пришлось даже задержать начало, чтобы японские артисты в сумасшедшем темпе прогнали мизансцены в новых условиях. И оба показа – на скромной площадке пр.Вернадского и на широкой сцене новой "Таганки" – прошли блестяще. Здесь проявился сложившийся на "Юго-Западе" режиссёрский почерк: умение бесконечно расширять любое сценическое пространство и наполнять его страстным темпераментом театрального действия.
Московское правительство услышало "общий глас" – профинансировало работы, и 11 апреля изголодавшаяся публика вошла в обновлённые стены театра. Гораздо объёмнее стала сцена, удобные кресла ждали зрителей, буфет в нижнем этаже приобрёл новый – бесстрастно-элегантный облик. Может быть, кто-то с грустью вздохнёт по прежним бугристым стенам, по бесшабашности подвальной "кафешки", даже по былой тесноте зрительного зала, когда в твою спину упирались чью-то колени. Ведь всё это создавало неповторимую "юго-западную" атмосферу. Прозвучат опасения: не повеет ли холодком в новых ухоженных стенах?
Но я уверен – вольный бунтарский дух сохранится. И более того, разовьётся в нечто ещё более интересное и глубокое. Уже в первом спектакле "Сон в летнюю ночь" – дыхание актёрского ансамбля стало заметно свободнее, мысль режиссёра получила больший простор. А на недавней репетиции "Ревизора" "полёт" Хлестакова в финале классического монолога выглядел уже не симпатичной хохмочкой, но мощной сценической метафорой.
21-й сезон в "Театре на Юго-Западе" продлится до августа. Представления – ежедневно, в выходные – по два. Почти все билеты на апрель были проданы ко дню открытия. В ближайшие месяцы будет восстановлен весь репертуар – более сорока названий. Впереди – новые премьеры, которые мы вправе ждать теперь с особым интересом. Кстати, одна лично у В.Беляковича уже запланирована: он приступил к постановке "Бориса Годунова" в "Новой опере" Е.Колобова.

 

Константин Горячев • Газета "Московская правда", 7 мая 1998 года • 07.05.1998