Егор Кучкаров читал так, что хотелось плакать и ком стоял в горле. Причем это чувство во время спектакля накатывало дважды: когда из его уст звучал стих Антона Маркова под «Письмо Сергея Рахманинова Симеону тен Хольту» и второй раз, когда стих того же Маркова артист читал под абсолютно проникновенную музыку современного композитора Михаила Мищенко. Эти два момента западают очень глубоко. Как и сам спектакль "Я", тяжелый, эмоциональный, давящий, но такой нужный, как глоток воздуха, как очередная возможность посмотреть на себя со стороны. Себя хоть и не творца, а обычного человека. Человека думающего, мечтающего, однозначно, имеющего парочку своих Я.
Начнем с начала. В театре на Юго-Западе, небольшом, камерном, но известном далеко за пределами своего района да и города, безусловно, есть две сцены - основная и Арт-кафе. Так вот в последнем артисты играют в атмосфере один на один со зрителем, сидящем за отдельным столиком, в атмосфере глаза - в глаза, на расстоянии протянутой руки и это задача не из простых даже для профессионала. Когда ты видишь каждую эмоцию и минимальное движение бровью, хочется верить актеру и не видеть фальшь.
Здесь с недавних пор показывают спектакль на основе психодрамы Антона Маркова под простым, казалось бы, названием "Я". Его поставил 35-летний режиссер Максим Лакомкин. Он стал приятным открытием вечера, запомните эту фамилию, за работой таких режиссеров всегда интересно следить - это новая плеяда талантливой творческой молодежи.
В двух словах о психодраме "Я": это про муки творческого человека (Я), который ждет прихода музы (Она), просто вымучивает ее появление, словно насильник собственных мыслей. Он неистово ждет появление этой музы, любви, Бога... И его разрывает несколько своих же внутренних Я, одно из них черное, дьявольское - темная сторона человека (Он). А со стороны за всем наблюдает Некто - тот самый зритель, что стоя у картины скажет: мазня! или же, опоздав на спектакль, зайдет в зал, как ни в чем не бывало, не выключит звук на телефоне . Кстати, в зале во время спектакля несколько таких вот некто явно себя выдавали - они не считывали суть происходящего, выхватывая лишь вершки постановки, хихикая, где надо и где не надо, ерзая на стульях, поглядывая на часы. Таких было мало..
На сцене - 4 актера, основная отдача и длинные монологи у двоих - Егора Кучкарова (Я) и Андрея Кудзина (Он). Оба играют как в последний раз - эмоционально, мощно, на разрыв. Воплощение нежности и добра - это героиня Алины Дмитриевой (Она). Ей на самом деле вообще можно было ничего не говорить - с таким ангельским лицом и смиренным взглядом. Четвертый артист - Денис Шалаев - ничего не говорит, но запомнится своим заразительным смехом, он просто смеется и наблюдает, он Некто. Но Шалаев настолько фактурный, что врезается в память, вы его не забудете.
Это спектакль как для творческих людей, так и для далеких от посещения музами. Последним будет интересно даже просто наблюдать, как играют актеры, а делают они это великолепно. Кучкаров и Кудзин играют на контрасте. Первый вызывает трепет, жалость, даже когда кричит матом на мышь, его хочется обнять и плакать. Второй же, наоборот, чертовски притягательный и отталкивающий одновременно. За каждым его движением, перемещением, эмоцией очень интересно наблюдать. Оба артиста растворяются на сцене в своих образах, не переигрывая, а погружая зрителя в то самое Я, доставая изнутри все самое нежное и мерзкое, доброе и злое, черное и белое. Так рождается произведение.
Надо идти и смотреть самому, прочувствовать, понять. Здесь много иронии, много самокопания, много открытия себя. Нескучно. Цепляюще.
Что еще впечатляет на этой совсем небольшой и атмосферной сцене: свет, декорации, звук. Получилось красиво, гармонично, ничего лишнего.
И все же, возвращаясь к началу, когда ты понимаешь, что артист будет играть на расстоянии шага от зрителя, становится интересно, а это вообще комфортно для самого артиста? Не напрягает ли такая близость?
"Играть было комфортно, потому как любой профессиональный актер может абсолютно спокойно играть как на камерной сцене, так и на большой. Это не является проблемой. Когда ты встречаешься глазами со зрителем, то в этом есть своя определенная прелесть - взаимодействие глаза в глаза. Ведь тогда ему проще считать какие-то твои эмоции." (Андрей Кудзин, артист театра на Юго-Западе)
Лукавит ли Кудзин? Приходите в театр, смотрите "Я", делайте выводы сами.
Оригинал статьи можно прочитать здесь