Этот дом всегда ждет гостей! Сюда можно приходить без приглашения, тут рады всем без исключения зрителям!
Московский театр на Юго-Западе, отмечающий свое 40-летие, всегда жил трудно, с самыми малыми техническими и финансовыми возможностями. И хотя со дня основания каждая премьера становилась и становится заметным событием в театральной жизни, недавно окончательно рухнули надежды на собственный новый просторный дом. И великолепные спектакли проходят в тесном зале всего на 114(1) зрительских мест…
Малыши оказались очень благодарными
Но поистине для добрых дел не нужны специальные условия и особые причины. В отличие от многих несравненно более богатых организаций, здесь есть пандус и туалет для инвалидов-колясочников! И даже в переполненном зале всегда найдут возможность усадить больных и пожилых людей, а каждый пенсионер и член многодетной семьи может купить билет по доступной цене и при этом не почувствует себя обделенным вниманием и удобным местом.
Премьерный спектакль «Муха-Цокотуха» актеры играли в свой выходной день. А зрители были особенные, подопечные благотворительного фонда «Здоровый диалог», среди которых немало маленьких инвалидов.
Еще с театрального порога гостей и их родителей встречали цветные, в рост, фигуры, чтобы ребятишки сразу нашли дорогу на праздник. «Буквально на ходу придумывали, как подстроить спектакль под особенных ребят, - рассказывает режиссер-постановщик Наталия Бухальцева. – Отказались от предусмотренных подвижных игр, заменив их загадками и другими занимательными вопросами. Но малыши оказались активными и очень благодарными, и все артисты в восторге». Наташе 25 лет, но в театре она уже давно. Работает оператором, имеет режиссерское образование, и «Цокотуха» не первая ее постановка. Однако опять учится – теперь уже в ГИТИСе (РАТИ), у любимого создателя Театра на Юго-Западе и его бессменного руководителя Валерия Беляковича: «Валерий Романович – не только фонтан идей, но мастер воплощений, как никто умеет любую тему развивать вглубь, учит думать и искать, - делится Наталия. – И скромные финансовые и технические возможности для него и всех, кто его окружает, только повод искать новые и необычные способы выразить замыслы автора и режиссера. Люблю ставить для детей, это особенные зрители. А сейчас выросли поколения, которые не знают нашей старой доброй классики – все больше ниндзя да покемоны. Уже многие родители не знают Барто и Чуковского, без которых, я уверена, малышам плохо. Впрочем, придумывая, как играть «Муху», нашла в тексте много полезного и важного и для взрослых. Хочу даже поставить и «взрослый» вариант!»
К сожалению, пришли не все приглашенные…
Когда Наталия предложила артистам поработать в этом спектакле, все без раздумий согласились! «Для детей – что угодно!»
Наташа, Чуковского вы все-таки по-своему «додумали»…
Надеюсь, Корней Иванович не возражал бы. И артистам понравилось рассказать детям, чо нередко зло возникает, если люди невнимательны, забывают, обижают. Вот и наш Паук, которого, а заодно и Бабушку-Пчелу, великолепно играет Константин Курочкин, разозлился и чуть не погубил веселую и гостеприимную Муху-Цокотуху (актриса Илона Барышева) только потому, что его обидели, не пригласили на именины. Но стоило Комарику (артист Владимир Курцеба) проявить доброту и пощадить «злодея», как и Паук забыл все обиды и стал для всех добрым другом. Это очень важно сейчас – научить детей не обижать других, быть добрыми и помогать ближнему.
… Костюмы артистов напоминают ярко раскрашенные ярмарочные игрушки. Вполне уместно – разве не на базар пошла наша муха покупать самовар за найденную денежку? На тех же ярмарочных балаганах нашла режиссер и рассказчиков-скоморохов с веселыми прибаутками и прямым обращением к зрителям (артистки Елена Шестовская и Татьяна Городецкая). Ах, если бы туда еще на настоящих русских мелодий! Хотя бы какую-нибудь «Барыню» или «Коробушку», увы, зачастую уже неведомых не только малышам, но и их родителям. Ну что ж, хорошо хоть напомнили песенки из добрых советских мультиков.
Кстати, о родителях. К сожалению, на этот роскошный спектакль пришли далеко не все приглашенные.
«Да если бы мне даже утром сообщили, что не придут, я бы привез других ребят! – сокрушается создатель фонда «Здоровый диалог» Алексей Осипов. – Просто так жаль, что люди не подумали ни о тех, кого не пригласили из-за ограниченности мест, ни об артистах, которые специально для них вышли играть в свой выходной день».
Ну что тут скажешь! Вот она оборотная сторона благотворительности и волонтерского движения. Те, для кого все делается, слишком быстро и эгоистично решили, что так и положено: все вокруг должны помогать в их бедах, а им самим необязательно не только сказать «спасибо», но и вовсе можно вести себя подобно пресловутой собаке на сене: н себе, ни людям…
Правда, великодушные создатели спектакля зияющих пустых мест не заметили или сделали вид, будто не заметили. Играли с душой, любовью и на полном накале – как всегда при привычных аншлагах. А как искренне радовались ,узнав, что одна маленькая зрительница, которую никто никогда не видел смеющейся, вдруг на их спектакле стала весело смеяться!
Они просто не могут по-другому – неравнодушные люди, для которых не существует чужой беды, чужих детей. И новое благотворительное представление просто еще одна, и тоже вполне привычная, грань жизни замечательного творческого коллектива – маленького Театра на Юго-Западе.