Виктор Рохлин • газета "7 дней" (Чикаго), №34 (528), от 15 сентября 2006 года • 15.09.2006

Накануне премьеры

Главная / Пресса / Сезон 30

Репортаж из Чикагского театра "Атриум".

30 сентября в зале Heritage Academy будет сыгран первый спектакль, а 7, 8, 14, 15 октября повторена премьера веселой комедии Карло Гольдони "Трактирщица", карнавальный кураж в двух действиях. Идею пяти премьерных спектаклей с недельным интервалом следует считать абсолютно резонной  по следующим причинам. Первая: в эти дни свободен зал Academy, что само по себе прекрасно, т.к. до конца 2006 года он постоянно занят собственными мероприятиями и концертами приезжающих российских "звезд". Отмечу с чисто профессиональной точки зрения, что перенесение любого спектакля, особенно этого, на площадки с меньшим зеркалом сцены - это потеря общего эффекта. Второй момент также носит организационный характер. Скажем, если по какой-то причине человек не смог посетить премьеру, обычно ему приходится ждать следующего спектакля месяц-два... Наверное, многим довелось видеть миниатюру в исполнении А.Ширвиндта и М.Державина о том, как играется премьерный спектакль и его повтор в сотый раз через несколько лет. "Две большие разницы!" Но даже без юмористического утрирования абсолютно очевидно, что премьера проходит "на одном дыхании". Режиссер еще здесь, не уехал в Москву, публика "премьерная",  цветы, телевизионные съемки... Особая атмосфера! Премьерный спектакль всегда и во все времена интереснее, чем "репертуарный", т.е. очередной. Очевидно, что пять премьер подряд - это плюс!

Теперь несколько слов о пьесе. Карло Гольдони - венецианец, итальянский драматург, творивший в XVIII веке. Он написал 267 пьес в прозе и стихах. Особенно широко известны: "Слуга двух господ", "Хитрая вдова", "Трактирщица", "Кухарки".

Для того чтобы сделать пьесу современной и интересной зрителю спустя два века, Валерий Белякович создал собственную версию спектакля, сначала для Театра на Юго-Западе, а потом и для театра "Атриум" с подзаголовком "Карнавальный кураж". Оказалось, что бессмертная комедия Карло Гольдони "Трактирщица" актуальна всегда. Вечные темы: любовь и страсть, хитрая женщина и состоятельный мужчина, нежное чувство и циничный расчет. На сцене - нестареющая история прекрасной дамы, умело и ловко приручающей представителей сильного пола. Ее кредо - свобода и независимость. Прекрасная трактирщица Мирандолина, кажется, не делает ничего особенного для того, чтобы завоевать мужчин. Просто она умна, знает себе цену, обладает чувством юмора и хорошей интуицией. Вокруг нее крутится множество прощелыг и фатов, но она решает покорить сердце убежденного женоненавистника, при этом отвергнув ухаживания и богатого графа, и знатного, но разорившегося маркиза. На самом же деле женщина давно остановила свой выбор на собственном слуге Фабрицио.  Так выглядит фабула у Гольдони.

Режиссер и автор либретто (посмею так назвать маэстро) Валерий Белякович придал комедии характер карнавала. Музыка и танцы стали сквозным действием всего спектакля. Идея заключается еще и в том, что в музыкальном оформлении используются хиты Сан-Ремо, итальянские шлягеры конца 70-х годов прошлого века в исполнении Адриано Челентано, Тото Кутуньо, Рики & Повери, Пупо и других "звезд". Как вполне закономерно считает В.Белякович, ничего лучше этого в современной итальянской музыке до сегодняшнего дня не создано. С помощью музыки также достигается "карнавальный кураж". Эстрадные мелодии легко уживаются с титулованными персонажами из прошлых веков, любовь - с интригой, а гротеск - с лирикой. Стиль "площадного театра" и элементы комедии "дель арте" помогает актерам проявить себя ярко и самобытно.  Действующие лица и исполнители: Мирандолина, хозяйка гостиницы - М.Карманова; Чичита, ее служанка - К.Гузикова; Фабрицио, ее слуга - Б.Борушек; постояльцы: Рипафратта - О.Осташев; Леопольд, его слуга - М.Хесин; Розетта, актриса, она же баронесса Ортензия - О.Осташева; Кончита, актриса, она же графиня Деянира - М.Смолина; Маркиз Форлипопполи - В. Каганович; Граф Альбафьоритта - Е.Колкевич. Все они играют, поют и танцуют. В двух отделениях представлено девять танцевальных фрагментов. Они служат канвой спектакля. Песни хорошо знакомы всем зрителям: "Феличита", Мама Мария" и другие. Не даром их подпевает весь зал, невольно становясь участником карнавала. Разносторонне талантливый (как и положено быть настоящему театральному режиссеру), Валерий Белякович является и хореографом спектакля (балетмейстер Валерий Долгалло). Режиссера представлю кратко, т.к. с ним уже проходили интервью на радио и в прессе, да и любителям театра он хорошо известен. Газета "Аргументы и факты" проводила опрос: "Кого можно считать культовым московским режиссером, на кого ходят зрители?", и ответы разделились следующим образом: Марк Захаров, Валерий Белякович, Кама Гинкас, Юрий Любимов, Роман Виктюк, Владимир Мирзоев, Петр Фоменко, Олег Табаков, Евгений Маргелин, Галина Волчек.

В 1977 году Белякович создал любительский театр-студию, став одним из лидеров студийного движения. Следуя традициям "Современника" и "Таганки", воспринял их демократизм и гражданственность, острую направленность репертуара, обращение ко всем и каждому, особенно к молодежи. Сейчас в театре около сорока актеров. За 30 лет творческой деятельности В.Белякович осуществил  около ста постановок в своем Театре на Юго-Западе, а также в театрах Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Пензы, в Японии, США. Он ведет актерский курс, профессор ГИТИСа. Читал лекции в Иллинойском университете Чикаго.

В сценографии спектакля - минимум декораций. Это стиль В.Беляковича. Он считает, что основная площадка сцены должна принадлежать актеру, его игре. В этом случае более существенную роль должны, на мой взгляд, играть костюмы. Режиссер прислал свои наброски, и великолепная художница Ирина Ратнер создала прекрасные эскизы одежды, передающие эпоху, время действия. Параллельно ею были созданы карнавальные маски. Это настоящие произведения искусства. Впервые в истории театра "Атриум" костюмы не подбирались, не перешивались, а специально сшиты четырьмя портнихами (модельер - Вера Клейнерман).

Театр "Атриум" постоянно ищет и находит свой репертуар. "Феномены" были социальной комедией, "Ловушка" - комедией-детективом, "Поминальная молитва" - трагикомедией, "Посвящается вам!" - музыкально-литературным спектаклем", "№13" - комедией положений, "Ужин дураков" - комедией ситуаций.  Новый спектакль - классическая, костюмированная комедия характеров. Известный режиссер дал согласие работать с коллективом "Атриума" после того, как посмотрел в видеозаписи четыре спектакля театра. В интервью он отметил, что "№13" ему понравился в Чикагском театре больше, чем во МХАТе. Игра более убедительна, постановка проще, но точнее. После этого "экзамена" необходимо было остановиться на одной из двух пьес: "Трактирщица" Карло Гольдони или "Священное чудовище" Жана Кокто. Предпочтение было отдано "Трактирщице": жанр, классика, костюмный спектакль и еще... В Театре "Атриум" всегда главная роль была мужская, и хотелось попробовать спектакль с главной женской ролью. Говоря об исполнителях, режиссер отметил: "Каждый из них - личность, имеющая жизненный опыт. И на это приятно смотреть!" Репетиции проходят ежедневно с 9 августа. На длинный уик-энд  в Labour Day репетиции были перенесены на специально арендованный корабль, работали по три часа в день. Просмотрев прежние спектакли театра "Атриум", режиссер приехал с точным распределением ролей. Застольного периода практически не было, сразу вышли на сценические площадки. Christian Heritage Academy представляет свою сцену лишь два раза в неделю по 2 часа. Здесь используется и все пространство сцены и подиум. Остальные дня репетиции в малых залах. Режиссер считает, что актеры совершат подвиг, если полноценно сыграют премьерные спектакли. Надеюсь, что все мы станем свидетелями этого. Уверен, что новый спектакль посетят не только любители театра, но и просто все интеллигентные люди. Закончить репортаж из репетиционного зала хочу мудрыми словами Гёте: "Чтобы объединить нацию, сперва надо создать театр".

Виктор Рохлин • газета "7 дней" (Чикаго), №34 (528), от 15 сентября 2006 года • 15.09.2006