Художественный руководитель и главный режиссер Театра на Юго-Западе, лауреат Премии Мэрии Москвы и Народный артист России Валерий Романович Белякович поставил "DOSTOEVSKY-TRIP" - пьесу эпатажного российского писателя Владимира Сорокина, которая имеет громадный успех у поклонников всего оригинального и неформального. Владимир Сорокин - представитель постмодернизма, являющегося отпечатком нашего времени. Мировоззрение писателя возникает из мрачного представления о жизни, в которой процветает разврат, пошлость, насилие... Что есть, то есть - слов из песни не выкинешь. Мир Владимира Сорокина - это мрачная, извращенная действительность, его произведения отдают натурализмом, а потому, знакомясь с ними, порой становится не по себе, а иногда и гадко. Вдвойне сложная задача – показать этот мир на сцене. Валерий Белякович – истинный первопроходец, ибо произведения Владимира Сорокина никто еще не ставил.
Что такое наркотик? Не спешите перечислять знакомые вам виды, типы и подвиды "кайфа", ибо ответ прост: наркотик - это то, что изменяет сознание индивида, заставляя его то парить в облаках, то камнем падать в пропасть. Книга, скажем - чем не наркотик? По умненькому наблюдению иностранцев, наш народ - самый читающий в мире, а значит... вывод делайте сами. А Владимир Сорокин его уже сделал, создав необычайно сильную по эмоциональному воздействию пьесу Dostoevsky-Trip - о людях, которые "ловят кайф" от наркотиках в кожаных, картонных и дешевых бумажных обложках. Вспомните себя, любимого, читающего в метро, на работе, в туалете, перед телевизором... Вспомнили? Тогда - читайте, а еще лучше - смотрите!
Подобно истинному наркодилеру, продавец «кайфа» (Михаил Белякович) презирает своих клиентов за отсутствие некоей воли, для него они – рабы, недочеловеки. А разработчик нового наркотика (Алексей Матошин) относится к ним как к подопытным кроликам. Герои, пробующие новый коллективный наркотик «DOSTOEVSKY-TRIP», не знают, чем грозит их опыт, но готовы на все, лишь бы прекратилась невыносимая «ломка»…
... Перед зрителем материализуется пространство некоей черной дыры, обрамленной в железные решетки с ржавыми большими бочками, где собственно и будет происходить все действо. Бочки-кафедры для выступления артистов, бочки-дома, и даже деньги - те же бочки, перекатывающиеся от одного персонажа к другому. Отсутствие декораций – это тоже декорации, а зрители, живущие среди бочкообразного окружения – те же актеры. Если в каком-то театре помпезное окружение скрывает бездарность исполнение, то в театре Валерий Беляковича гениальная игра артистов в излишнем украшательстве не нуждается. Свет, музыка и … сумасшедший хохот героев – вот весь арсенал выразительных средств спектакля, но от этого его воздействие на зрителя нисколько не уменьшается.
Герои принимают наркотик - и.... попадают в роман Ф.М. Достоевского "Идиот", перевоплощаясь в его персонажей. В реальной жизни влачащие жалкое существование, они получают возможность испытать настоящие человеческие чувства, и это спасает их от моментальной гибели. Он просто не могут умереть, не пожив напоследок...
Настасью Филипповну "торгуют", она сжигает деньги - какая яркая и напряженная сцена! Увлеченные игрой, наши герои с удовольствием изображают импульсивную Настасью Филипповну (Карина Дымонт), робкого и неуверенного Князя Мышкина (Олег Леушин), раздражительную Варю (Галина Галкина), и алчное общество – Рогожина, Ипполита, Лебедева (Сергей Неудачин, Олег Анищенко, Михаил Докин), конечно же, Ганечку (Максим Шахет). Но у любого наркомата после экстаза начинается выход в мрачную реальность, и наши знакомые – не исключение.
Но перед тем, как вынырнуть из чистой покуда глубины в нефтяную лужу, героям даруется возможность помечтать... О серебряной лестнице в небо, о бессмертии и богатстве, и даже о могущественной огнеметной машине, которую все буду бояться. У кого-то мечты более приземленные: переиметь всех женщин в мире, да при этом чтобы "восклицательный знак" не гнулся, не мялся и не уставал. Просто очаровательно звучит на это фоне мечта Князя Мышкина: чтобы протянулись от его души струны во все стороны света, и дети-сироты к этим струнам смычками страданий прикоснулись, и стала бы их боль его болью... Но рушится этот красивый мир, разваливается эта серебряная лестница, глохнет мотор всемогущей машины, дети-сироты играют фальшиво, а "восклицательный знак", переутомившись, стоять практически отказывается. "Не я вам, а вы мне честь делаете... Я никому о Вас не позволю дурного слова сказать", - такое признание в любви звучит смешным и несовершенным в нашем жестоком 21 веке, как несовременны и достойны осмеянию все истинные чувства... А посему коллективный экстаз героев, разбившийся о равнодушную действительность, заканчивается для них смертью.
Известно, что за несколько мгновений до смерти перед глазами человека проносится вся жизнь от начала до конца. Эти воспоминания у героев спектакля не очень счастливые. Кто-то в детстве пережил насилие, кто-то собирал останки умерших во время блокады, зарабатывая себе этим на жизнь, кто-то спал со своей матерью или по недомыслию издевался над парализованным дедом... Все эти воспоминания не имеют ничего общего с тем, что герои пережили в мимолетном экстазе под воздействием "Dostoevsky-Trip", они вызывают отвращение и похожи на исповедь перед "уходом". И теперь наши знакомые могут покинуть этот мир и продолжать вместе с ангелами играть в любимых героев... И оставить после себя лишь несколько маленьких огоньков, которые скоро погаснут одна за другой.
"Смерть - это загадка, похороны - таинство... Смерть - лишь точка, где боль исчезает и превращается просто в добрую память." Стивен Кинг
Финал. Разработчик и продавец "кайфа" равнодушно констатируют факт о гибели подопытных. Что делать, если наркотик оказался таким сильным? Пожалуй, разбавить его... Стивеном Кингом, например...
Меньше двух часов длится этот спектакль, а по содержанию «достоин многих томов». Выходишь из театра – и как будто слышишь катарсический смех героев. Не плач, заметьте, а именно смех. Ибо слезы – лишь способ излить память, а смех – холить ее, лелеять и хранить. Как любимые книжки в детстве – под подушкой…