Наталья Анисимова • Живой Журнал • 26.10.2022

Не каждая «Карнавальная шутка» шутка

Главная / Пресса / Сезон 46

Грустная новость - «Карнавальная шутка» покидает сцену Театра на Юго-Западе. Но финальный показ 19 октября 2022 года настолько свеж, фееричен и искоромётен, что хочется верить исключительно в лучшее будущее, тем более, что судьба этого спектакля, ох, как затейлива.

Венецианский драматург Карло Гольдони в середине 18 века написал комедию «Трактирщица» сам того не подозревая, что в начале 21 века она успешно впишется в модную фемповесточку. Владелица трактира Мирандолина посредством хитроумного приведения в действие опасного оружия в виде женских чар, обольстительного кокетства, обворожительного стреляния глазками, умения вовремя падать в обморок, роскошно готовить голову кабана и прочего, кружит головы маркизу Форлипополи, графу Альбафьорите и служащему в её заведении Фабрицио, а заодно ловко ставит на место одного из своих постояльцев самоуверенного женоненавистника кавалера Рипафратту. Красотка быстро восстанавливает моральный статус кво. Когда её усилия приводят к тому, что сердце влюбленного кавалера начинает пылать любовью, она заливает пламень страсти ведром холодной воды и празднует тщеславную женскую победу над «врагом женщин», «несчастным дурнем» и «неотёсанным медведем».

В 1985 году Валерий Белякович решает взять эту комедию характеров в качестве основы для своего спектакля (подобный приём обозначается в афише фразой «по мотивам»). Переименовывает в «Хозяйку гостиницы», оригинальный текст подвергается доработке, вводятся дополнительные персонажи (служанка Чичита), слуга кавалера приобретает имя (Леопольд). Истории, которая происходит во Флоренции, добавляются яркие акценты в виде карнавала, итальянских шлягеров и русских шуток. И главное, что делает Белякович – чуть сдвигает ноты в общей партитуре спектакля и, тем самым, заменяет торжество феминизма на возможность осознать ценность подлинного чувства в жизни человека.

Новый спектакль мгновенно влюбляет в себя зрителей и идёт, что называется, по стране и миру. В Пензе и Чикаго он ставит его под названием «Мирандолина (1988 и 1990), в Нижнем Новгороде переименовывает в “Tabernaria” (пер. с ит. «Трактирщица», 2002), снова в Чикаго, но на сцену другого театра, возвращает «Мирандолину» (2006), радует ею Белгород (2014).

Вишенкой на торте ещё является и тот момент, что первый спектакль сыграл роль свадебного подарка! Роли в главном дуэте были вручены молодожёнам Ольге Авиловой и Александру Задохину, и чуть позже чете Тамаре Кудряшовой и Алексею Ванину. Эксцентричная характерность всех персонажей весьма привлекательна богатым материалом для актёрской проработки. Олег Леушин много лет блистал в роли кавалера Рипафратты. Главную героиню у Беляковича играли и звезда Маргарита Терехова, и никому неизвестная американская студентка Николь Гарно.

Конечно же в «Карнавальной шутке» («Шуткой» спектакль стал в 2006) за все долгие годы театральной жизни менялись составы, и на финишную прямую (октябрь 2022) в последний раз «пошутить» со зрителем вышли Карина Дымонт (Мирандолина), Владимир Курцеба (кавалер Рипафратта), Андрей Санников (маркиз Форлипополи), Константин Курочкин (граф Альбафьорите), Елена Шестовская (Кончита, она же графиня Деянира), Илона Барышева (Розетта, она же баронесса Ортензия), Егор Кучкаров (Фабрицио), Ольга Авилова (служанка Чичита), Вадим Соколов (слуга Леопольд).

И вышли они на сцену, на которой был рожден спектакль, и, действительно, сыграли «как в последний раз».
С таким мощным выразительным пламенным накалом, на максимальном градусе идеальной актёрской полифоничности, как если бы сам Денис Мацуев за кулисами бил по клавишам, исполняя «Лашате ми кантаре» и «Итальяно веро».

Лёгкая как крылья бабочки, изящная до невозможности, с ножкой Золушки, большеглазая Карина Дымонт – Мирандолина, и потрясающий красавец с благородной внешностью и спрятанным в броню раненым сердцем Владимир Курцеба – кавалер Рипафратта. Пока все герои веселили и забавляли зрителей, пока маркиз и граф постоянно выясняли взаимоотношения, меряясь толщиной кошелька и генеалогическим древом, а бойкие актрисы Розетта и Кончита презабавно охмуряли богатых постояльцев, пока слуги Чичита и Леопольд предавались любви во всех пригодных и непригодных для этого местах, пока во всех уголках сцены царило карнавальное веселье и кипели нешуточные страсти, что-то неуловимое пряталось за всем этим громким, ярким, разноцветным шумом. Как будто вдруг и внезапно из-под руки реставратора, который нежными бережными касаниями счищал слои лишней краски, засветилась настоящая подлинная живопись. Возникали мгновения, когда казалось, будто солнечные лучи льются откуда-то на сцену, но на всех присутствующих, только лишь на двоих. Казалось, будто вместо итальянских хитов играет нежная виолончель. И эти двое, трактирщица и кавалер, на мгновение сняли свои карнавальные маски, и кажется, что вот-вот сейчас произойдёт и случится с ними что-то невероятно прекрасное, о чём каждый человек мечтает на этой планете – и повстречаются они с Любовью... Актёры в этих моментах держали зрителя на воздухе, на тонких ощущениях, на трепете всех чувств.

Ах, Мирандолина, зачем ты жонглируешь мужскими сердцами? Ведь много сердец не нужно, лишь только одно…
Рипафратта, почему же ты так быстро сдался?

Все оттенки любви показали в «Карнавальной шутке». В этом спектакле радовал каждый дуэт, красиво играли все! Все вместе смогли поднять незамысловатую комедию характеров до почти небесных лирических высот.

Такой красивый, такой яркий и веселый, воздушный и лёгкий спектакль.

Такая грустная и печальная история.

Как много игр вокруг любви и как мало её подлинной.

Как жаль расставаться.

Как жаль…

Театр на Юго-Западе Москва

Аккредитация от сообщества московских блогеров ЛЮБЛЮ МОСКВУ ВК @moskvalublu

Оригинал отзыва можно прочитать здесь

Наталья Анисимова • Живой Журнал • 26.10.2022