Отправляясь на спектакль Театра "На Юго-Западе", я вспомнила все, что знаю о вампирах. Ночное чтение в детстве "Упыря" А. К. Толстого и дрожь, и боязнь выключить свет, и желание завизжать от ужаса, когда раздастся какой-то шорох. Легенды о графе Дракуле, обитающем где-то в Трансильвании. Позже - фильм Ф. В. Мурнау "Носферату - симфония ужаса". До колик смешной фильм Р. Поланского "Бал вампиров", разрушивший все очарование тайны и ощущение ужаса. Роман Б. Стокера, появившийся в конце 80-х в русском переводе и особенно сильного впечатления уже не произведший, вероятно, потому что всех нас занимали в то время проблемы куда более важные, нежели вампиры, обитающие в Трансильвании...
Поэтому, собираясь на премьеру Валерия Беляковича, я невольно испытывала чувство довольно легкомысленное: подумаешь, посмотрю кровавый ужастик и спокойно усну!..
Но уснуть после этого спектакля так и не удалось, потому что мысли были тревожными и горестными, а чувства смятенными.
Выбрав совершенно не располагающий к тому материал, Валерий Белякович в спектакле "Дракула" поведал о человеческом одиночестве и непреодолимой тяге к бездне. Бездне, которая разделяет жизнь и не-жизнь, незримой границей возвышается между двумя мирами, в одном из которых мы существуем, а к другому безоглядно тянемся, мечтая о бессмертии любой ценой, стремясь познать те тайны, что смертному знать не дано.
Черный кабинет сцены заставлен по трем стенам зеркалами, в которых отражаются женщины в пышных белых платьях, мужчины в черном одеянии. Они разговаривают через зеркала, пытливо всматриваются в собственное отражение, словно стремятся перейти туда, в Зазеркалье , время от времени возникающие в глубине. Там мы не будем видеть людей, а будем созерцать лишь их отражение. По ту сторону зеркала, в ином мире, в ином бытии. В. Белякович (он и режиссер, и автор пьесы по роману Б. Стокера, и сценограф) создал пространство, балансирующее словно на грани миров, как будто ему удалось самому заглянуть за эту грань и постигнуть некую тайну, и ужаснуться ей. И потому его интерпретация кровавых событий в Трансильвании и Лондоне, куда перебрался граф Дракула под именем Влада Цепеша, стала историей пронзительного человеческого поиска спасения, прощения.
Граф Дракула, сыгранный Алексеем Матошиным на редкость пластично и выразительно, менее всего напоминает кровавое чудовище. Это несчастный человек, подобно Агасферу, заблудившийся между бытием и небытием. На эту грань привела его месть. Когда-то молодой граф встретил и полюбил юную Елизавету (Карина Дымонт). Их счастье было слишком коротким - один день и одну ночь, после которой он отправился бороться за веру. А Елизавета тем временем получила известие о гибели мужа и в отчаянии бросилась с крепостной стены. Дракула усомнился в вере, поклялся мстить и стал вампиром, а спустя четыреста лет нашел свою жену в облике лондонской леди Вильгельмины. И она узнала его. Любовь вспыхнула в молодой женщине, и в минуту, когда на графа набросились с осиновыми кольями, заслонила любимого - их сердца оказались пронзенными одновременно, и пришло освобождение, и пришло прощение... И - согласие.
С этой темой неразрывно связана и другая, может быть, в каком-то смысле более важная: тяга юного существа к бездне. Рэнфилд, случайно попавший в замок Дракулы, становится его духовным пленником, жаждущим бессмертия. И немало понадобится времени и сил, чтобы избавиться от наваждения и понять, что за бессмертие надо платить страшную цену, невинно пролитую человеческую кровь. Александр Гришин играет Рэнфилда страстно, горячо, убедительно. И пришедшее к этому герою освобождение - подлинная свобода. Так же, как становится свободой смерть Люси - юная подруга Вильгельмины сыграна Еленой Шестовской так сильно, что невозможно забыть неподдельную страсть и очищающие слезы в глазах актрисы, прожившей на сцене свою бурную и короткую жизнь. Люси слышит "зов темных сил", которым она бессильна противиться, и ее тяга к бездне материализуется - она становится вампиром, и освобождает ее лишь вбитый в сердце осиновый кол...
Очень трудно пересказывать этот спектакль, потому что в пересказе многое кажется пародийным, у Беляковича же в "Дракуле" легкая ирония не снимает чувства тревоги и прикосновения к тайне. Они нарастают от эпизода к эпизоду, захватывают, завораживают, несмотря на некоторые длинноты и желание порой "поюморить", чтобы дать зрителю возможность расслабиться. И возникают словно некие американские горки, по которым несутся, не найдя точной грани в своем существовании, О. Леушин (профессор Ван Хельсинг), М. Белякович (Джонатан), Е. Бакалов (Доктор)... Но главное произошло: Валерий Белякович прикоснулся в своем новом спектакле к чему-то очень важному и заставил задуматься о том, о чем говорит граф Дракула: "Никто по-настоящему не мертв, когда его хоть кто-то любит..."
И в этом - надежда. А значит - спасение.