Она – настоящая юная «звездочка» Театра на Юго-Западе, но вовсе не безымянная, и не только потому, что принадлежит к актерской династии. Просто завсегдатаи легендарного творческого коллектива сразу же оценили обаяние, экстравагантность и удивительно органичное для молодой актрисы существование на сцене в ролях не только очень разных, но и очень непростых…
Театр, как и дружба, понятие круглосуточное. Особенно в том редком случае, когда твои родители – Галина Галкина и Виктор Авилов – актеры, одаренные незаурядным талантом, прошедшие путь от полной безвестности к безоговорочному признанию. Особенно отец – артист самобытный и так отличавшийся от большинства своих коллег. Ольга на него похожа – порывистостью движений, умным и внимательным взглядом. Похожа умением увидеть в трагическом смешное и желанием в комичном эпизоде уловить, почувствовать и пережить драматизм происходящего. Можно назвать это даром, потому что сцена выделяет тех, кто выходит на нее с любовью, с ощущением, что нет на свете более прекрасного места, чем театр. Наверное, впервые Оля Авилова почувствовала это в пятнадцать лет, когда дебютировала в спектакле Театра на Юго-Западе «Сестры» (режиссер Валерий Белякович) по пьесе Людмилы Разумовской. И пусть роль у нее была не главная, но участие в психологически сложном спектакле стало для будущей актрисы настоящим испытанием. Ольга его выдержала и в профессии, которую выбрала, не разочаровалась.
Ее учителем в РАТИ стал никто иной, как бессменный худрук Театра на Юго-Западе, его создатель и вдохновитель Валерий Белякович. Он готовил и учил студентов для себя, для своего режиссерского метода, а значит, для своего театра. И это самый правильный путь. В искусстве нет ничего абстрактного – все предельно конкретно и, главное, индивидуально. Белякович воспитывает и учит своих питомцев по своей системе, что позволяет молодым актерам, пришедшим в его театр, понимать мастера с полуслова и жеста, не ломать себя и не переучиваться, приспосабливаясь к манере незнакомого режиссера. Так что когда в 2003 году Ольга Авилова стала полноправным членом коллектива и у нее появились роли, она имела счастливую возможность думать только о работе, а не о сопутствующих делу трудностях.
Первая главная роль Авиловой – это волшебница Мако в сказке «Маленькая колдунья» О. Пройслера (режиссер Олег Лопухов). В исполнении Авиловой маленькая ведьма Мако – существо забавное, занятное, этакое «солнечное чудо» с мордашкой, усыпанной веснушками, непослушным рыжим хвостом на затылке, огромными светлыми глазами и упрямым нравом. Бунтарский дух живет в худеньком и хрупком теле юной колдуньи, которая однажды понимает, что если уж творить чудеса, так непременно добрые, а не злые. На деле оказывается, что быть хорошей гораздо труднее, чем плохой. И Мако Авиловой преодолевает множество препятствий, сказочных и не слишком, чтобы доказать себе, другим и, конечно же, публике, что даже самые маленькие волшебницы в самой обычной жизни могут совершать большие чудеса, если, конечно, очень захотят.
Нельзя не упомянуть еще об одной работе Ольги Авиловой в спектакле для юных зрителей. Это роль Крошки в спектакле «Собаки» по прозе К. Сергиенко (режиссер В. Белякович). Несмотря на множество запоминающихся деталей и точных наблюдений, позволяющих передать повадки собачонки, актриса ни на секунду не забывает о главном – о печальной истории своего героя по кличке Крошка. И постепенно, от сцены к сцене, бездомный черно-белой масти щенок знакомится с миром, который тоже оказывается то белым, то черным, то ласковым, то жестоким к беззащитному, еще очень глупому и доверчивому существу, которому предстоит стать взрослым. Крошка Авиловой одинок, потому что не такой, как все, а если таковым и останется, то ему придется совсем не сладко…
В репертуаре Театра на Юго-Западе сегодня более тридцати названий! Ольга Авилова занята в девяти спектаклях Валерия Беляковича. Она играет куклу Марилонду в трагифарсе «Куклы» Х. Грау, Фею в комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», Люси в брехтовской «Опере нищих», Чичиту в «Карнавальной шутке» по мотивам Гольдони, Посетительницу бара Гийома в «Комнате Джованни» Дж. Болдуина, участвует в капустнике театра под названием «Встреча с песней». Есть у Авиловой и еще одна, очень необычная роль. В комедии А.Селина «Парашютист» Авилова играет Смерть. Может быть, это случайность, а может быть, и проделки хитроумной судьбы. Но необходимо признать, что сегодня Ольге Авиловой чаще всего попадаются не совсем обычные героини. Они далеки от обыденности, от банальности бытия, от пресловутой «типичности».
Завывает ветер! Его порывы изо всей силы треплют одежды героев – комбинезон парашютиста Горбунова – А. Матошина и черный широкий балахон Смерти – Авиловой. Предательский парашют не раскрылся, и его обладатель стремительно приближается к земле, а рядом с ним «парит» его Смерть, требуя от несчастного озвучить последнее желание, которое она, Смерть, обязательно исполнит. Такая уж у нее работа, такие правила, и нарушать их никак нельзя. Горбунов стоически хранит гробовое молчание, и Смерть не на шутку начинает нервничать, кричит, ругается, умоляет спортсмена сообщить ей последнюю волю. Наконец, изрядно измучившись с упрямым клиентом, она слышит заветное желание. Изо всей мочи Горбунов кричит одно единственное слово: «Парашют!» Смерть в шоке… Так начинается смешная, остроумная, мудрая и вполне философская история взаимоотношений человека со своей смертью.
Для актрисы такая роль – настоящий подарок, но это только в том случае, если актриса может с одинаковой достоверностью, убедительностью и азартом играть и характерных героинь и лирических, быть эксцентричной и уметь психологически точно существовать в жизнеподобном, почти бытовом пространстве. Задача у Авиловой в «Парашютисте» весьма и весьма непростая. Актриса должна сыграть некий абстрактный образ смерти, но одновременно воплотить на сцене и вполне конкретный женский характер, более того, сыграть женскую судьбу, полную драматизма и нешуточных страданий. Ведь она, Смерть, как никак женщина, да еще и не очень привлекательная, да еще и та, которую никто не ждет, никто не любит и которую все боятся. Вот она и мыкается – несчастная от своего вечного одиночества. С этой трагифарсовой ситуацией Ольга Авилова справляется блестяще. Постепенно ее героиня из здравомыслящей бизнес-леди, щеголяющей в дорогом деловом костюме и туфлях на шпильках, превращается в девушку-подростка, свободную от условностей. А из грубоватого и шкодливого тинейджера, что постоянно держит руки в карманах, ругается, сплевывает и бьет уличные фонари, Смерть преображается в застенчивую барышню в пышной розовой юбке и с огромным красным бантом в рыжих волосах. Ее голос становится мягким и тихим, взгляд смущенным и ласковым, а нелепое, неуклюжее кокетство делает ее милой и очаровательной. Смерть Авиловой так привыкла к своему клиенту Горбунову, так много провела с ним времени, что, в конце концов, влюбилась. Влюбилась, первый раз в жизни…
Почти два часа молодая актриса не покидает сцену. И все это время она держит внимание зрителей. За ее героиней интересно наблюдать, потому что кроме хорошо сыгранной роли публика безошибочно определяет наличие в актрисе индивидуальности, той самой непохожести на других, которая делает ее развивающийся талант по-настоящему ценным. Не бояться быть собой – именно эта тема в творчестве может стать для Ольги Авиловой главной, во всяком случае все ее нынешние героини обладают этим качеством в полной мере. Обладает им и сама актриса…