Журнал «Театр», №10, 1994 • 10.1994

Образ сезона в зеркале театральной критики

Главная / Пресса / Сезон 17

В конце концов не столь важно, какой уровень драматургии, даже не столь важно, кто именно играет Баха, а кто Генделя и велика ли роль секретаря Шмидта. Главное, что перед нами Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Станислав Любшин, без которых трудно себе представить наш театр, наш кинематограф, нашу жизнь.

Наталья Старосельская
1. Во-первых, это «Маскарад» Леонида Хейфеца – спектакль трудной, можно даже сказать, мучительной истории подготовки, мало кем принятый и по достоинству оцененный. О нем и писалось как-то словно нехотя, вскользь, но это кажется мне несправедливым.
Во-вторых, «Па-де-труа» - спектакль, поставленный Еленой Долгиной по пьесе Н. Берберовой «Маленькая девочка». Не оценен сам факт первого в театральной истории России прихода на сцену произведения последней представительницы Серебряного века. Не оценена удивительная изысканность  постановки, тонкий вкус, попытка серьезного понимания многих проблем, заключенных в пьесе.
Еще: «Ромео и Джульетта» в Театре на Юго-Западе, интереснейший опыт сегодняшнего прочтения трагедии с учетом не только изменившейся реальной ситуации, но и изменившегося, смущенного многим зрителя; «Комический театр» К. Гольдони в театре имени Н.В. Гоголя; «Наш городок» Т. Уайлдера, поставленный А. Бородиным как возглавляемого им курса РАТИ, тонкий, печальный и поразительно светлый рассказ и жизни и смерти, замечательно сыгранный совсем юными артистами.

Наталья Казьмина
1. Первая десятка спектаклей, оказавшихся наиболее любопытным для меня, выглядит так: «Дон Жуан» М. Левитина, «Анфиса» В. Саркисова (Театральная группа Валерия Саркисова), «Женитьба» Ю. Погребничко, «Шум и ярость» С. Женовача (РАТИ), «Иванов» М. Фейгина (Театр имени К.С. Станиславского), «Без вины виноватые» П. Фоменко, «Живаго» Ю. Любимова, «Молитва» Л. Рошкован (Театр-студия «Человек»), «Мастер и Маргарита» В. Беляковича, «Ночь трибад» А. Житинкина (самостоятельный проект).
Это все авторские работы, с ярко выраженным режиссерским почерком и устремлением, отражающие своих создателей во всех характерных чертах (для слишком нервных могу добавить: и в недостатках тоже). Мне было чрезвычайно интересно разбираться, как они сделаны, отчего так, а не иначе и почему именно сегодня.
К этим десяти я бы непременно добавила два гастрольных, сделавших честь этому сезону: «Улица крокодилов» английского Театра де Комплисите и «Лавки пряностей» немецко-польского театра «Креатур» (оба по произведениями Б Шульца). Работы Саймона Макберни и Анджея Ворона – это высший режиссерский пилотаж.
Минус – «Иванов» Г. Яновской, «Дядя Ваня» С. Соловьева, «Воспитанница» А. Левинского и кое-что еще, что я посмотреть не успела, но что, судя по откликам, могло бы изменить мой список.
Неожиданность сезона: одинаково буйный, экзальтированный зрительский восторг по поводу столь разных (и профессионально и интеллектуально) спектаклей, как «…Sorry»…


Главной неожиданностью для меня стал спектакль А. Бородина «Береника» Ж. Расина: необычная форма (он играется на парадной лестнице театра), изысканность музыкального оформления, костюмов, оригинальность решения (во время антрактов зрители постоянно меняют не просто места, а уровни высоты, если угодно – уровни восприятия).
2. Режиссеры, от которых жду очень многого не только благодаря тому, что было выпущено в прошедшем сезоне, но благодаря годам и десятилетиям моего внимания ко всему, что они делают, - Л. Хейфец, А. Бородин, П. Фоменко, В. Белякович.
3. Нина Попова, Геннадий Крынкин, Ян Краснянский, Виктор Авилов и Ирина Подкопаева (Театр на Юго-Западе), Андрей Молотков и Владимир Юматов (театр «У Никитских ворот»), Нинель Терновская, Борис Шувалов. Не имею в виду, что эти актеры были «лучшими», просто их работы в каждом отдельном случае открыли для меня нечто новое, важное, очень существенное. И приковали к себе мое внимание.
4. Дебюты: Ольга Кабо в «Маскараде», Сергей Юшкевич, студент-дипломник Щукинского училища в спектакле «Дни нашей жизни», Олег Гущин в спектакле «Там, вдали за бугром…». Сергей Неудачин в роли Иешуа («Мастер и Маргарита» в театер на Юго-Западе). Эпизоды: Светлана Масько в «Комическом театре».
5. Откровенные провалы сезона, на мой взгляд, - «Я люблю вас, Констанс» в Театре имени Н.В. Гоголя и «Дядя Ваня» в театре «Et cetera». Вопиющие пошлость и безвкусие, что правят бал а этих спектаклях, ошеломляют, остается в памяти какое-то неистребимое  чувство стыда за собственное (пусть и зрительское) соучастие в подобном.
6. Тема сезона – А. Н. Островский. Множество объективных совпадений его драматургии с нашей жизнью сомнений не вызывает, хотя спровоцирован подобный театральный ажиотаж, конечно же, юбилеем. Что ж, лишнее свидетельство того, что нет худа без добра (в данном случае – добра без худа).
Тенденция – тяга к классике, привычной и непривычной, попытка в ней вновь и вновь отыскивать ответы на вопросы дня сегодняшнего. Поэтому  - шесть спектаклей «Дядя Ваня», поэтому Шекспир, Расин, Гольдони – едва ли не самые популярные сегодня имена.
Стиль – постепенный отказ от эпатажа, уменьшение интереса к обнаженной натуре, ненормативной лексике и таким же взаимоотношениям.
7. Я не исправимая оптимистка, поэтому всегда чего-то жду. В будущем сезоне, может быть, вернутся пьесы несправедливо забытого А. Арбузова, раннего Э. Радзинского, а также А. Володина. В них есть что читать, над чем думать, что вспоминать сегодня.
8. Вопрос очень сложный, на него можно ответить лишь пунктирно, потому что тема требует  осмысления самого пристального. Я не уверена, что у нас сегодня есть интеллигенция в том понимании, которое вкладывалось в это слово на протяжении многих десятилетий. А потому нет и роли интеллигенции. По какому признаку, по каким правам, а главное – по каким обязанностям определяется ныне принадлежность к интеллигенции? Все так смешалось и перепуталось, что  легче, кажется, вырастить новые поколения, чем пытаться «сортировать» старые. Вопрос в другом: сможем ли  мы такие, как есть, эту новую интеллигенцию вырастить? Это едва ли не главный вопрос и мучительный вопрос для меня…
То же касается и культуры, которую подменяют сегодня чем-то совсем иным. От прошого остались лишь высокие слова, к которым мы вроде бы тянемся, но…получается, что и тянемся только на словах.
Роль театра – быть кафедрой, храмом. Историческая роль, не просто утраченная, но и не нужная сегодня. А что нужно? Время покажет…

Журнал «Театр», №10, 1994 • 10.1994