Самый верный показатель социального неблагополучия… это отсутствие чувства юмора.
Эдвард Олби
Американский драматург Эдвард Олби – один из ярких представителей «театра абсурда», на творчество которого оказал большое влияние Э. Ионеско.
Он родился в Вашингтоне 12 марта 1928 года. Своих родителей он не знал, но через две недели после рождения его усыновила семья богатого владельца театральных залов Рида и Френсис Олби. Эдвард окончил школу Чоат и немногим более года посещал Тринити-колледж в Хартфорде (шт.Коннектикут). Затем обосновался в Нью-Йорке. Несмотря на то, что был обеспечен материально, подрабатывал в разных местах: служил клерком, барменом, продавцом книг и пластинок, работал на радио. С юности пробовал себя в поэзии и прозе, а 1959 году дебютировал как драматург. Позднее выступал в поддержку перспективных драматургов через объединение Олби-Барр-Уайлдер.
Первый сборник пьес выпустил в 1960 году, обозначив в предисловии к нему установку на «Необычное. Невероятное. Неожиданное».
В пьесах Олби заметно влияние Э. Ионеско, что драматург охотно признает, что многим обязан французскому автору. За пьесу «Неустойчивое равновесие», написанную в 1966 году, получил ежегодную премию «Тони» и Пулитцеровскую премию (1967); в 1975 получил Пулитцеровскую премию за «Морской пейзаж», в 1994 — за пьесу «Три высокие женщины», которая удостоилась также ряда наград, присуждаемых критиками-театроведами.
Одна из наиболее известных и ярких пьес Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?» (Who’s Afraid of Virginia Woolfe?, 1962, премия «Тони»). Многообразие творческой манеры Олби выявляют такие пьесы, как метафизическая аллегория «Крошка Алиса» (Tiny Alice, 1964), и «Ящик и цитаты из председателя Мао» (Box — Mao — Box, 1968).
Ранние одноактные пьесы Олби, в отличие от более поздних трёхактных, были сначала поставлены в Европе, где их высоко оценили, и уже потом в США. Кроме перечисленных, Олби написал также пьесы «Что случилось в зоопарке» (The Zoo Story, 1959), «Смерть Бесси Смит» (The Death of Bessie Smith, 1960), «Фэм и Йем» (Fam and Yam, 1960), «Американская мечта» (The American Dream, 1961), «Дама из Дюбука» (The Lady from Dubuque, 1977) и «Человек с тремя руками» (The Man With Three Arms, 1983). Ему принадлежат инсценировки «Баллада о невеселом кабачке» (The Ballad of the Sad Cafe, 1963) по повести Карсон Мак-Калерс, «Малькольм» (Malkolm) по роману Дж. Парди, «Завтрак у Тиффани» (Breakfast at Tiffany’s, 1966) по повести Трумена Капоте, переработка пьесы английского драматурга Джайлза Купера «Все в саду» (Everything in the Garden, 1967) и «Лолита» (Lolita, 1979) по роману В. В. Набокова, «Пьеса про младенца» (The Play About the Baby, 2000) и другие. Одно из последних произведений Олби — «Me, myself and I» («Я, я сам и моя персона») было поставлено в Нью-Йорке в 2010 году.[1]
В 1996 году Олби получил награду Центра Кеннеди за плодотворно прожитую жизнь, в 1997 году президент Б. Клинтон вручил ему Национальную медаль за достижения в области искусства.