Елена Милиенко • Интернет версия журнала ТЕАТРАЛ • 15.09.2019

Олег Леушин: "Без премьер мы начинаем задыхаться"

Главная / Пресса / Сезон 43

Театральный сезон начинается, как правило, с премьер. Этой традиции придерживается и «Театр на Юго-Западе». Свой 43 сезон они открывают комедией Кена Людвига «Примадонны», которую на шутливый манер и с подтекстом переименовали в «ПрямоДонны». Ставит пьесу художественный руководитель театра ОЛЕГ ЛЕУШИН.

– Олег Николаевич, после полной страстей булгаковской пьесы «Кабала святош» вы вдруг ставите комедию, передать всю гамму чувств в которой довольно сложно. Какой посыл будет у вашей новой постановки?
– Посыл во всех спектаклях у меня всегда один – это любовь. Любовь – она же всегда в разных качествах и разных вариантах проявляется в жизни. И здесь мы берем момент внезапного зарождения любви, и на что ради любви люди могут пойти. Отчасти это комедия положений, отчасти комедия с переодеваниями и она не отягощена глубокой философией. Но мы нашли месседж в зал. Он заключается в том, что, несмотря на наши какие-то изначальные низменные страсти, любовь возможна. Она заставляет нас меняться, совершать какие-то сумасшедшие, невероятные поступки, и, в конце концов, она побеждает. Опять же моя любимая тема – актерская. Интересно наблюдать, как  два главных героя выкручиваются из создавшихся ситуаций.

– Двух главных героев играют Денис Нагретдинов и Антон Белов. По ходу действия они переодеваются в женское платье, изображая сестер. Насколько актерам удалось перевоплотиться в женщин?
– У нас будет два состава и в паре с Антоном Беловым играет Фарид Тагиев. И тот и другой вполне комфортно чувствуют себя в женской роли. У Фарида стройная фигура, он может добавить какой-то манерности. Другое дело как будет смотреться в женском платье Денис Нагретдинов. Но в этом и есть комедия – в таком несоответствии. Мы сейчас нарабатываем, выстраиваем спектакль, мизансцены, свет, музыку, декорации, танцы. Выходим на этап, когда актеры должны ловить суть роли. Не уйти в пошлость, не уйти в глупую манерность. Это не должно быть ниже пояса, а на уровне « Юго-Запада». У нас в этом большой опыт. Взять хотя бы «Бабу Шанель», когда мужики потрясающе играют старушек.

– Они настолько хороши, что даже не замечаешь их небритую щетину. Создается полное впечатление присутствия старушек.
– Вот в этом и дело. И нам здесь надо тоже добиться такого эффекта – я верю, что это женщина. Причем, я же не идиот – в сознании это для меня все равно артист Белов, Тагиев, или Нагретдинов.
          Как режиссер, я не могу ничего предложить актерам, а только посоветовать какие-то «пристройки». А задача актера – моментально переключиться, раздвоиться на сцене. То он мужчина, то мужчина, играющий женщину, и я этой женщине должен верить. Это непростая задача и для ее выполнения нужен личный опыт каждого артиста. Поэтому именно эти артисты и играют. Они сейчас в самом соку, им всем плюс/минус около сорока. Опыта набрались уже достаточно. Перевоплощений было много. И во «Встрече с песней» и в других спектаклях.
          Мы сейчас на этапе зарождения точных образов. Начинаем «филигранить», огранять эти бриллианты. Надеюсь, к премьере успеем.

– Конечно, успеете. Достаточно вспомнить замечательного Валерия Беляковича, который мог поставить спектакль буквально за две недели.
– Да, но до этого проделывалась колоссальная подготовительная работа. А этот наш спектакль возник буквально из ниоткуда, и прямо в конце сезона. Артисты уже сидели на чемоданах, в отпуск собрались, а я говорю: «Стоп, ты, ты и ты задержитесь».
          До этого я пробовал один спектакль, но, честно говоря, он не пошел. Хотя очень хотелось жанр детектива в театр внести. У нас нет пока такого спектакля. А там история – Шерлок Холмс, доктор Ватсон. Я думал, сочинял, пришел к артистам посоветоваться, но понимаю, что меня это как-то не греет. А премьера нужна. Мы же без премьер задыхаться начинаем. И вдруг я наткнулся на эту пьесу, у меня в сознании родилась декорация, родился ритм. То есть, ритм пьесы совпал с ритмом вращающихся  шестеренок. Как нас любовь, жизнь закручивает, как выбрасывает, как мы начинаем притворяться и все такое подобное…
          И мы буквально после Витебска (театр – участник фестиваля «Славянский базар» – «Т») неделю порепетировали, сделали конструкцию спектакля. А сейчас пришли из отпуска и тоже неделю репетируем. Практически это уже чистый спектакль. Восемнадцатого сентября мы его должны представить публике, которая, надеюсь, не будет швырять в нас помидорами.

– В своих постановках вы стараетесь сохранить фирменный стиль «Юго-Запада», или внедряете что-то новое?
– Новаторство началось еще при жизни Валерия Романовича, и он оценил мои режиссерские потуги в этом смысле. В спектакле «Портрет Дориана Грея» я впервые воспользовался опытом профессиональных постановщиков танцев. И это дало сразу определенный уровень спектаклям и актерской подготовке, восприятию пьесы. Инсценировка «Дориана Грея» – это всего 20 страниц, то есть, час игрового времени, по сути говоря. Всё остальное, весь роман, все его основные посылы и направления переданы через пластику. Валерий Романович посмотрел тогда и сказал: «А что же я теперь должен поставить?»

– Он бы мог поставить вообще без слов, только на пластике.
– Так у него есть такой спектакль – «Аккордеоны», но там не было профессионального постановщика танцев. Спектакль без слов, а драматургия присутствует. Это его первая проба, но, к сожалению, не хватило ему времени осуществить всё задуманное.
          Так что это новаторство началось еще в 2015 году, а дальше уже нельзя останавливаться в этом смысле. В том же «Мольере» я полностью отказался от декораций в привычном понимании и придумал световые декорации. Для нас это тоже ноу-хау. Так делают другие театры, у которых больше технических возможностей. И дело даже не в том, что у них больше фонарей. Аппаратура у нас очень хорошая, но кубатура не позволяет создавать те спецэффекты, которые возможны именно на большой сцене. Просто в силу нашей камерности. Но мы все равно стараемся что-то привнести. Даже в этом нашем новом спектакле. При статичности всей декорации, которая никуда не двигается, не меняется, она сама по себе динамическая. И этот момент я тоже перенял от мастера. Взял за основу его декорации в «Куклах» и сделал их динамичными.

– Валерий Романович говорил, что нужно жить в музыке. И все спектакли театра действительно насыщены музыкой.
– Музыка для нас очень важна. Потому что спектакль всегда начинается со звучания. При Валерии Романовиче мы прежде, чем что-то начинать делать, собирались все вместе, слушали предложенную им музыку и под нее существовали. И смотрели – подходит ли она, ложится ли на текст, двигает ли спектакль, передает ли нужную атмосферу. В общем, любой наш спектакль начинается со звука.

– Какая музыка будет звучать в «Примадоннах»?
– Практически все спектакли, которые я сделал в этом театре, оформляет  Михаил Борисович Коротков. Я ставлю перед ним задачу, и он перелопачивать огромное количество музыки, подбирая нужный музыкальный фон. И, если декорации и костюмы я придумываю сам, то музыкально полностью доверяю Михаилу Борисовичу. Поэтому считаю, что 50-70 процентов успеха спектакля – это все Михаил Борисович. Для «Примадонн» мы сначала придумали легкую музыку – ну комедия же. А потом решили не идти на поводу у своих первых ощущений. Поэтому музыка в спектакле не сильно напоминает комедийную, но она дает определенный драйв. И когда артисты начнут в диссонанс этой музыке работать, то возникнет присущее комедии несоответствие. Существовать под нее надо в каком-то другом жанре. Этого мы и пытаемся добиться сейчас.

– Прошлый сезон ознаменовался у вас постановкой пьес Булгакова. Какому автору отдадите предпочтение на сей раз?
– Валерий Романович любил выпускать спектакли дуплетом. И мы в прошлом сезоне завязались на Булгакове. Сейчас тоже выстреливаем дуплетом, но уже в плане режиссеров. На сезон запланированы четыре премьеры. Я даю старт спектаклем «Примадонны». Затем дипломный спектакль будет ставить Максим Лакомкин. После нового года выйдет со своим спектаклем Наташа Бухальцева, тоже молодой режиссер, но она уже много здесь сделала. И Олег Анищенко придумывает новый для нас жанр с элементами иммерсивности. Если все сложится, то и он к концу сезона сделает что-то новое. То есть, начнут и завершат год постановки мастодонтов, а в середине сезона себя проявят молодые режиссеры.

– Уже много лет я верный поклонник вашего театра и казалось, здесь все знакомы между собою. Но в последнее время появилось довольно много новых зрителей.
– Да, сейчас идет активная ротация. Раньше раз в пятилетку может быть сменялся контингент, и то процентов на пятьдесят максимум. Сейчас другая жизнь и люди открывают для себя наш театр. Налетели, отсмотрели все спектакли и перелетели в другой театр. Конечно, остаются постоянные верные друзья, но и смена происходит достаточно быстро. И это очень хорошо, потому что в какой-то степени популяризирует наш подвальчик.
Надо сказать, что зрители у нас прекрасные. Когда я закрывал сезон, то не смог присутствовать на «Встрече с песней», потому что меня вызвали в Витебск и вручили  специальный диплом Постоянного Комитета Союзного государства за творческое воплощение идей дружбы народов Беларуси и России. Это очень приятно, но из-за поездки я не попрощался со зрителями. Поэтому, вернувшись из Витебска, организовал встречу, и мы чудно общались два с половиной часа, разговаривали о театре, пили шампанское. Прекрасный получился вечер, душевный, домашний. Так что связь со зрителями я не бросаю, ее надо культивировать. Мы и зрители – это единое целое.

Оригинал статьи можно прочитать здесь

Елена Милиенко • Интернет версия журнала ТЕАТРАЛ • 15.09.2019