Светлана Марголис • газета АИФ. ЗДОРОВЬЕ, №15 (941), от 11-17 апреля 2013 года • 11.04.2013

Олег Леушин: Делать близким приятное надо неожиданно

Главная / Пресса / Сезон 36

Заcлуженный артист России Олег Леушин много снимается, но ни одну главную роль в кино он не променяет даже на самую маленькую в театре, в своем родном Театре на Юго-Западе, в котором он прослужил двадцать лет актером.

А год назад стал его художественным руководителем.

КУРС НА ЮГО-ЗАПАД

– Олег, чем Театр на Юго-Западе отличается от всех остальных московских театров?
– Бешенной, сумасшедшей, конкретно направленной на зрителя энергетикой. У нас общение с партнером всегда направлено через зал, всегда есть контакт со зрителем, когда зал полностью вовлечен в процесс спектакля.

– Ваш театр, как и в первые дни своего создания остался в очень камерном, небольшом помещении. Не хочется увеличить зал?
– Мы увеличились практически в два раза! Наше зеркало сцены даже больше, чем в некоторых академических театрах. А места… У нас маленький зрительный зал, но зато мы видим глаза каждого зрителя.

– Тем не менее существует такое мнение: маленький театр – маленькие актеры. Вы с этим согласны?
– Что вы! В таких условиях халтуру видно сразу! Наша команда подбиралась годами, и те, кто не приживался (а не приживались потому, что думали, что здесь не придется работать), уходили через сезон, максимум два.

– Как вы подбираете актеров, чтобы они попадали на нужную энергетическую волну?
– Человек, что вполне естественно, приходит в театр с каким-то багажом и каким-то зарядом. Артисты (большая их часть) знают, видели, хотят и идут работать именно в Театр на Юго-Западе. Конечно, и мы устраиваем просмотры, и приходят безработные артисты, и выпускники театральных вузов. Кому-то надо просто где-то работать. Это понятно, сами были молодыми, начинающими актерами. Но и среди них попадаются чистые бриллианты. И те, кто остается, волей-неволей попадают в нашу общую вибрацию и начинают вибрировать так же. И еще к нам в театр приходят наши дети: Ольга Авилова, Миша Белякович, Леша Назаров. Моя дочь Алина не пошла, но я думаю, что скоро и она придет в родной дом.

– Вы стали художественным руководителем театра совсем недавно. Нет ли у вас соблазна поставить спектакль для себя лично, с собой в главной роли?
– А я и сделал такой спектакль! Называется «Люди и Джентльмены». История об актерах, комедия, но в конце есть выстраданный и прожитый монолог – гимн актерской профессии, моим однокурсникам, мастерам. Но и любой актер театра может прийти и предложить что-то свое. Я помогу. Валерий Романович Белякович (основатель театра и художественный руководитель до 2011 года, ныне худрук Театра имени Станиславского. – Прим. авт.) поможет! Все работают, и зарплаты у нас хорошие. Так что никаких обид быть не может!

ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША

– Посмотрела афишу театра – у вас более 30 спектаклей. Далеко не каждый большой театр может похвастаться таким репертуаром…
– У нашего зрителя есть выбор! Но это хорошо и для актера. Получается, что один спектакль мы играем примерно раз в месяц, и актеры успевают соскучиться по своим ролям, по партнерам. У тебя есть месяц проанализировать спектакль, что-то новое придумать. Получается, каждый месяц – премьера. Ты не устаешь от спектакля, а напротив, ждешь его.

– На какие спектакли стоит прийти?
– Прежде всего на спектакль по культовому произведению «Мастер и Маргарита». На него приходят в любой точке нашей страны и за рубежом.

– Почему?
– Чертовщина и дьявольщина всегда привлекают людей. Трудно затащить бывает в церковь, обратить в веру, зато в дьявола начинают верить гораздо охотнее и быстрее. Тем более в такого, как у Булгакова, и с такой обаятельной командой!

– Знаю, что у вас есть спектакли по произведениям Сорокина, в которых…
– …используется ненормативная лексика. Сорокин такой писатель, что его произведения невозможны без этого.

– Но на улице и так много мата! Хочется в театре услышать «высокий штиль»…
– Согласен с вами. Действительно, мата очень много вокруг на улицах. Это показатель уровня культуры, развития наших людей. И меня коробит, особенно когда молодежь, дети лет 13–14 матерятся. Но наш театр работает на любого зрителя, на любой вкус и уровень культурных притязаний. Кому-то хочется и в театре слышать привычные народные слова. Мы честно предупреждаем, что в спектакле используется ненормативная лексика, которой там, кстати, немного. И если не выискивать именно эти слова, то можно и не заметить. Ценность-то спектакля не в этом!

– У вас большая фильмография, но практически нет главных ролей. Не обидно?
– Раньше, когда был молодой и приехал покорять Москву, может, и было обидно. По молодости мы же все гении! Сейчас мне хватает работы в театре. А в кино снимаюсь иногда для того, чтобы не потерять форму, навык работы перед камерой. Ведь работа в кино, она хоть и тоже актерская, но немного иная, чем в театре. К тому же мало кто из режиссеров согласится считаться с моей занятостью в театре и пригласит на главную роль, да еще и в сериале.

БЫТОВАЯ РОМАНТИКА

– Видно, что театру вы преданы безраздельно, но в то же время не похожи на человека без дома и семьи…
– Семья для меня тоже многое значит. Дочка Алина уже закончила театральный вуз. Сын Георгий собирался во МХАТ на продюсерский факультет, но не поступил, сейчас заново готовится к экзаменам и работает на съемочной площадке помощником режиссера. Слава богу, он не актер! Как и старший сын – Иван, который занимается нефтью и газом. Жена Ольга – актриса, работает в нашем же театре. И сейчас она всецело поглощена строительством нового дома. Ольга сама разрабатывала проект, была прорабом, сейчас занимается дизайном отделки.

– Хотите перебраться за город?
– Мы уже живем за городом, но семья-то большая!

– Смею предположить, что у вас, как у сельских жителей, есть собака…
– Есть! Замечательная восточно-европейская овчарка Гертруда двух лет. Ее заслуга, что мы каждый день после спектакля при любой погоде часа два гуляем. Во время этих прогулок у нас рождается много идей, планов. Там мы придумали строить новый дом, там прорабатывался в деталях новый спектакль. Гуляешь, говоришь, говоришь, а потом раз, и идеи начинают материализовываться, воплощаться в жизнь.

– Вы наверняка с работы домой ездите на машине и в метро наверно уже сто лет не были…
– Почему это?! Метро в Москве при пробках просто незаменимо! Если мне надо успеть на съемки, на озвучку или в департамент культуры, еду только на метро!

– Не боитесь быть узнанным?
– Нет. Я обычно погружаюсь в себя, повторяю роли или читаю. Я очень стеснительный.

– А если узнают?
– Здороваются или просто смотрят. Видимо, понимают, что лицо знакомое, а до конца понять, где видели, не могут. Мы пока ремонт делали, я к одному парню целый месяц ходил за всякими красками и прочим строительным материалом. И только раз на пятый он вспомнил, что видел меня в кино! Все смотрел, скидки любезно делал, но, видимо, никак не мог понять, почему лицо знакомое. А однажды в магазине одна пара подлетела ко мне и так радостно говорят: «Ой! Так ведь это наш Леушин! Мы вас все время на Юго-Западе смотрим!». Приятно! «

– Вы делаете своей жене сюрпризы?
– Мы уже так много лет вместе, что романтика ушла. Хотя было и такое, что я разбудил Олю среди ночи и дал ей 30 минут на то, чтобы она собрала чемодан, и мы полетели в Египет. Или летом в разгар стройки, когда все были измотаны и на грани срыва, я практически приказал собрать вещи, посадил Олю и Гертруду в машину, и мы уехали в Ялту, бросив все! Делать близким приятное надо неожиданно, когда они этого совсем не ждут! А дарю что-то очень обычное и очень полезное: пылесос, например, микроволновку.

– Но ей же хочется чего-то такого… романтичного…
– Знаете, у нас есть нечто большее, чем романтика: у нас есть просто любовь, просто доверие, просто взаимопонимание. Это куда дороже, чем цветы и серенады под окном!

 

Светлана Марголис • газета АИФ. ЗДОРОВЬЕ, №15 (941), от 11-17 апреля 2013 года • 11.04.2013