Елена Милиенко • Журнал ТЕАТРАЛ, май 2022, №5 (201) • 06.06.2022

ОЛЕГ ЛЕУШИН: «МЫ ОЩУЩАЕМ НЕКУЮ БЕСКОНЕЧНОСТЬ»

Главная / Пресса / Сезон 45

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР НА ЮГО-ЗАПАДЕ ОТМЕТИЛ 45-ЛЕТИЕ

Свой первый сезон Театр на Юго-Западе открыл в сентябре 1977 года спектаклем «Уроки дочкам» по водевилям Ивана Крылова и Владимира Соллогуба. В нем играли те, кого позже назовут основоположниками: Виктор Авилов, Ольга Авилова, Сергей Белякович, Галина Галкина, Вячеслав Гришечкин, Олег Задорин, Надежда Бадакова.
 
Сложился творческий коллектив тремя годами раньше, заявив о себе премьерой спектакля «Женитьба Коли Гоголя» в клубе «Мещерский». Собрал единомышленников и поставил первый спектакль Валерий Белякович, в то время педагог Театра юных москвичей и сам еще студент ГИТИСа. Он стал основателем и художественным руководителем Театра на Юго-Западе. И хотя располагался театр на окраине Москвы, в первый же год своего существования он стал центром притяжения столичной публики.

Секрет популярности очень прост, его сформулировал Валерий Белякович: «Я хочу, чтобы сюда ходили отдыхать. Иногда встречаю у входа зрителей, здороваюсь с каждым из них. Важно создать ощущение, что это handwork – ручная работа. Что зритель не просто какая-то частичка, и никому до него дела нет, а что ему здесь рады».
 
И надо сказать, что это теплое отношение к зрителю и простота общения, по-прежнему, остаются отличительной чертой этого театра. Поэтому и сейчас интерес к нему не ослабевает и все спектакли здесь идут с аншлагами.
 
– Мы чтим традиции, заложенные Валерием Романовичем и каждый театральный сезон открываем премьерой, – говорит художественный руководитель театра Заслуженный артист России Олег Леушин. – 45-й юбилейный сезон открыли премьерой спектакля «Ромул Великий» по пьесе Фридриха Дюрренматта. Затем последовали восстановленные спектакли «На дне» Максима Горького и гоголевская «Женитьба».  
 
«Чуйка нас не подвела»
 
– Постановки этого сезона очень созвучны нашему времени. Взять спектакль «Ромул Великий». О чем он? Не просто о том, что империя рушится. Это мир рушится. Мир меняется. На смену приходит другая эпоха. И мы об этом говорили еще в начале сезона. Когда ничего еще не предвещало… Наша чуйка нас не подвела. Или же спектакль нашего молодого режиссера Максима Лакомкина «Книжный воришка» по мотивам произведений Маркуса Зусака. Там, конечно, другая история – Германия военного периода, люди по подвалам прячутся от бомбежек, дети, оставшиеся без родителей… Спектакль получился довольно интересный, построенный несколько в другом ключе, чем другие наши постановки. Но это только обогатило репертуар.
 
В вечер памяти Валерия Беляковича, 6 декабря, мы показали восстановленный спектакль «На дне». Он в какой-то момент сошел с репертуара, потому что кто-то ушел из театра, кто-то ушел из жизни. А для нас это эталонный спектакль. Знаете, в русском театре ходило такое расхожее мнение – если труппа театра раскладывается на пьесу «Горе от ума», значит это полноценная труппа. Все характеры, все возрасты – всё представлено. Для русского театра это считается классической вещью... А для нашего Театра на Юго-Западе, если актерский состав раскладывается на спектакль «На дне», значит труппа полноценная. И пока есть актеры, которые могут в этот материал погружаться и его играть, пока этот спектакль вообще живет в репертуаре, значит будет жить память о Валерии Романовиче и будет жить Московский театр на Юго-Западе. Вот так.

В спектакле «На дне» заняты артисты всех поколений. А вот «Женитьбу» я поставил исключительно на молодежь. «Женитьба Коли Гоголя» – это легенда, с него началась история театра. Но я не стал делать ремейк, восстанавливать прежнюю постановку, а сделал новую, в современном ключе. Получился совершенно другой спектакль, единственное что осталось – это текст Гоголя. Занято исключительно только молодое поколение театра. Со своей энергетикой, со своим пониманием того, что здесь происходит, с нашей школой и с нашей эстетикой. И всё получилось. Нас даже позвали с этим спектаклем на «Славянский базар» в Витебск.

А в ноябре в Пензе на IV фестивале «МаскерадЪ», который был посвящен творчеству Михаила Булгакова, мы показали свою версию романа «Мастер и Маргарита». Привезли оттуда награду – серебряную маску. Это, кстати, уже вторая маска фестиваля «МаскерадЪ». Первую получили за спектакль «Чайка». Если пригласят на следующий фестиваль, привезем третью маску. Я в этом не сомневаюсь.
 
Возвращение к «Старым грехам»
– Сейчас готовим «Старые грехи», уже с «золотым фондом» Юго-Запада. Это среднее поколение актеров, проработавшее 15 – 20 лет в театре. Костяк нашего коллектива. И мы опять же не восстанавливаем спектакль «Старые грехи», но возвращаемся к нему уже с современных позиций. Этот спектакль вообще был дипломной работой Романыча еще в ГИТИСе. Он ее сделал не со студентами института, а со своей «востряковской» студией и своими артистами – Виктором Авиловым и Сергеем Беляковичем. И мы хотим прикоснуться к этой истории. Это очень важно! Если бы все люди, ну хотя бы большая часть, знали историю, мир был бы другим. И половина тех страшных событий, которые происходили, происходят и будут происходить, наверное, не случались бы. Нам намеренно отшибают память. А мы в театре стараемся ее сохранить. По крайней мере для вот этого нашего мира. Пусть маленького, но бесконечного.

В новой постановке я решил изменить структуру. Связки между рассказами будут не через Чехова, а через русские песни, чтобы это поддерживало рассказ, или шло контрапунктом. На сцене будет хор из одиннадцати артистов, которые поют вживую. У нас этого еще не было. С артистами занимается потрясающий педагог по вокалу – Нонна Сергеевна Чхетиани. Она была моим педагогом в Свердловском государственном театральном институте, затем переехала в Москву, преподает вокал в Институте современного искусства. Я попросил ее помочь, и она с удовольствием согласилась. Так что зрители смогут услышать хор артистов Юго-Запада. 

Таким образом, благодаря текущему репертуару получается баланс актеров. В «Женитьбе» занята исключительно молодежь, в «Старых грехах» – золотая середина, а в спектакле «На дне» – все поколения актеров.
 
От монтировщика сцены до худрука
– Нынешний год юбилейный не только для Театра на Юго-Западе, но и лично для меня. Это мой тридцатый сезон на его сцене. Попал я в этот театр волею судеб. Наш актерский курс позвали на съемки фильма «Сафари-6». Военная такая история, непонятная война, непонятная страна. В главной роли – Виктор Васильевич Авилов. Мы с ним познакомились, немного пообщались. А на следующий год снимали продолжение этого проекта и к Авилову подтянулся Алексей Сергеевич Ванин. И у меня уже была роль не второго плана, а одна из главных. Между съемок мы много общались, они рассказывали про свой театр, про Валерия Беляковича, и как-то слово за слово, говорю: «А я приехать хочу». «Приезжай». А на тот момент я был фактически безработным артистом. Приехал в Москву, звоню Витьке Авилову, он говорит, что сейчас на съемках и посоветовал позвонить Ванину. Я позвонил, и Алексей Сергеевич договорился, чтобы меня прослушали. А это был 1992 год, в театре репетируют «Укрощение строптивой». Я пришел показываться, а в зале сидят все эти монстры – Валерий Романович, Серега Белякович, Володя Коппалов, Валерий Афанасьев, Александр Наумов и Боча (Ирина Бочоришвили – ред.) Я начал что-то читать, они все ржут. Меня трясет, а Валерий Романович говорит: «Почитай «Наша Таня громко плачет» и погонял по разным задачам. Потом попросил подождать его в буфете. Я пришел в буфет, нервничаю, жду. Приходит Романыч: «Так всё. Тебе надо там какие-то дела завершить? Поезжай домой, а потом возвращайся в Москву». Я в тот же вечер улетел в Екатеринбург, оформил все необходимые документы и вернулся в Москву. Меня приняли в Театр на Юго-Западе и ввели в спектакль «Ромео и Джульетта» на роль Петра. В течение двух недель мы репетировали и параллельно с этим сами шили костюмы, делали из кожи маски, помогали Климову варить декорации. Работали даже по ночам. Это сейчас я привык к такому ритму, а тогда было тяжко. Поэтому на премьере страшно волновался, вцепился в Сашу Наумова, благо мы оба были бойцами, и ходил все время с ним рядом. Постепенно стал входить в жизнь театра и благодарен Валерию Романовичу за это. Позже он доверил нам с Кариной Дымонт и Сергеем Неудачиным, мы в одно время пришли в этот театр, спектакль «Три цилиндра», где мы играли три центральных роли. А потом мне достался Хлестаков, и так постепенно я набирался опыта.

Работа под началом Валерия Беляковича – это хорошая школа. С его легкой руки я стал художественным руководителем Театра на Юго-Западе. А это большая ответственность. Конечно, я не Белякович. Он был непререкаемым авторитетом и стержнем, вокруг которого все крутилось. У меня другой подход. Не могу сказать, что это полная демократия, но некий либерализм обязательно прослеживается. Он нужен. Ну, а как? Они же мои товарищи, я из этой среды. Не назначенный ниоткуда дипломированный режиссер, а бывший монтировщик, дежурный по гардеробу. И только потом артист этого театра. И хотя у меня совершенно другой подход к работе, не проходит и дня, чтобы я не вспомнил Валерия Романовича. И в его кабинете ничего не изменилось. Здесь все, как было при нем.
 
«Нам тесно, но мы творим»
– 26 мая мы отметили юбилей театра. По традиции, которую придумал Валерий Романович, когда театру исполнилось 10 лет, организовали большой отчетный концерт. В тот год юбилей отмечали в Доме туриста. И затем устраивали отчетные концерты каждую пятилетку, за исключением 15-летия. Сорокалетие делали, к сожалению, уже без Валерия Романовича. Обычно делаем такую антологию жизни Театра на Юго-Западе с отсылкой на спектакли, на которые во время праздника стараемся взглянуть по-другому – В пародийно-музыкальном стиле. Так было и в этот вечер. Но особый упор я, наверное, сделал на последнее десятилетие, потому что за последние десять лет в театре родилось большое количество спектаклей. У нас много молодых талантливых режиссеров, у каждого свой почерк, а потому и спектакли все разные, что делает репертуар еще интереснее и разнообразнее. Но в каждой постановке есть какой-то определенный стержень, на котором этот театр держится из поколения в поколение. У Театра на Юго-Западе это, конечно, свой язык, своя эстетика, своя энергетика. Это театр, которому тесно в его небольшом пространстве, но который пользуется абсолютной любовью зрителей. Да, нам тесно, но мы все равно ощущаем в себе некоторую бесконечность. Поэтому и творим.
 
Театру на Юго-Западе 45 лет, он живет и совершенствуется, не боится экспериментов и всегда открыт новым идеям.

Оригинал статьи можно прочитать здесь

Елена Милиенко • Журнал ТЕАТРАЛ, май 2022, №5 (201) • 06.06.2022