Когда студент Олег Леушин слушал рассказы своего педагога о Московском театре на Юго-Западе, то не мог и представить, что вскоре будет играть на этой сцене, а годы спустя возглавит коллектив. Но жизнь, как это часто бывает, оказалась интереснее вымысла. Заслуженный артист России, режиссёр и худрук театра рассказал о людях, встретившихся ему на пути, о своих ролях, честности перед зрителем и ответственности за труппу.
- Вы пришли в Театр на Юго-Западе после окончания Свердловского театрального института в не самое простое и спокойное время – в 1992 году. Никогда не возникало искушения уйти в бизнес или какую-то другую деятельность?
- Я стараюсь никогда и ни о чём не жалеть, потому что это бессмысленная трата времени и сил. Думаю, в своё время я сделал правильный выбор, и поэтому никаких сомнений у меня не было. Иногда, конечно, хотелось бросить всё к чёртовой матери, но это были просто минуты отчаяния и слабости, которые с годами находили всё реже.
- Почем вы отправились в столицу? В Свердловске в 1990-е годы было меньше возможностей для самореализации?
- Так сложились и семейные обстоятельства, и творческие планы… По окончании института на базе нашего курса мы с педагогом Натальей Витальевной Мильченко создали свой «Театр масок» при Свердловском государственном театральном институте. Проработали год, и стало понятно, что мы переросли эту историю и надо двигаться дальше. Разлетелись кто куда: многие уехали в Москву, кто-то в Питер. С тех пор вот уже 30 лет, как я живу и работаю здесь.
- В таком случае, как вы выбирали театр, куда показывались?
- Я ехал конкретно в Театр на Юго-Западе. Дело в том, что на съёмках фильма «Сафари №6» я познакомился с яркими представителями этого театра, его основателями – Виктором Авиловым, а потом и с Алексеем Ваниным. Они много рассказывали о своей работе, а мы с молодыми коллегами слушали, раскрыв рот… И вот я набрался наглости, приехал в Москву и позвонил им: «Мужики, устроите мне показ Беляковичу?» И мне, к счастью, устроили показ мастеру.
- Смелость города берёт…
- Да, провинциальная наглость сработала. И нынешнее молодое поколение тоже по-хорошему наглое, рвётся в театр… Без этого прорывного внутреннего стремления, наверное, нельзя в нашей профессии. Будешь сидеть себе скромно в углу – никому ты не будешь интересен. А будешь вот так что-то доказывать себе, а потом и зрителям – тогда что-то и сложится.
- У вас огромный список сыгранных ролей. К сожалению, многие из этих спектаклей сняты с репертуара. По каким своим ролям вы скучаете?
- Нет, особо я не скучаю, потому как опять же это бессмысленно. Но всем ролям, которые у меня были, я благодарен, потому что каждая роль приводила меня к следующей. Я набирался опыта от роли к роли: сначала играл в массовке, потом были какие-то эпизоды, дальше пошли главные роли. И ещё один момент, для меня очень важный – надо иметь совесть и вовремя остановиться. Ну нельзя, например, Хлестакова играть в 60 лет! Пусть молодые набираются опыта – и на хорошем материале… Того же Калигулу я играл почти до 50, а «мальчику» на момент ухода из жизни было 29. Грешно играть его в таком возрасте!.. Зато Калигула дал мне старт для следующей роли Наполеона.
- До переезда в Москву вы не видели спектакли Театра на Юго-Западе?
- Не видел ни одного, но был наслышан о спектакле «Носороги». Мы как раз ставили дипломную работу по этой пьесе Ионеско, я играл Жана. А у нас был замечательный педагог по зарубежному театру – Яков Соломонович Тубин. Когда он узнал, каким материалом наш курс озаботился, то много рассказывал нам об этой пьесе и именно о постановке московского Театра на Юго-Западе, потому что однажды Яков Соломонович попал в этот полуподвальчик, и увиденная постановка его потрясла…
Несколько лет спустя я посмотрел живьём это спектакль и был полностью согласен со своим педагогом. Мне нравился и наш студенческий спектакль, а здесь очень впечатлило, как лаконично всё сделано, ничего лишнего, при этом с таким напором и глубиной, а ещё музыка и сценография интересная, и актёры замечательно работают…
- Театр на Юго-Западе считается авторским. Чем он отличается от всех прочих театров? Какие принципы его основателя Валерия Романовича Беляковича сохранились до сих пор?
- Пожалуй, открытость, яркость, честность, эмоциональность, лаконичность… Все эти принципы мы стараемся сохранить, иначе просто потеряем своё лицо. У нас ведь пространство небольшое, соврать зрителю совершенно невозможно – он сразу же почувствует это. И мы так научены, что несмотря ни на что, ты выходишь на сцену и делаешь своё, как говорится у Чехова, «маленькое, Богом данное дело». Этому стараемся учить и молодое поколение артистов. Они иногда не понимают, как можно вот так, «на разрыв аорты» играть. Ан нет, ребятки, можно, или вам нечего делать в этом театре. Только так и нужно работать, отдавая себя на все 100%, потому что наш театр не любит недоигранности, недосказанности… Он зарождался когда-то как открытый, площадной театр, доступный для понимания и трогающий зрителя за невидимые струны души. Вот этого и стараемся придерживаться.
- Театру на Юго-Западе в 2022 году исполняется 45 лет. Сколько, по-вашему, вообще может жить театр? И какие признаки говорят о том, что он живёт и развивается?
- Театр живёт и развивается, пока в нём служат актёры, которые хотят это делать, и пока в него приходят зрители, которым это интересно. Как только эта связь пропадает, театру конец. Музыка, декорации, костюмы – это прикладные вещи. Настоящий театр – это всего две составляющие: актёр и зритель, всё. Как только один из компонентов исчезает, исчезает театр. Но нас Бог милует… И ещё очень важно, чтобы в театре бурлила молодая кровь, молодая энергия. Валерий Романович Белякович всегда говорил: «Театр – дело молодых». Поэтому я пытаюсь, насколько возможно в наше непростое время, брать молодых актёров, которые вливаются в коллектив и добавляют свой взгляд на какие-то вещи.
- Эти молодые артисты отличаются от вашего поколения? Какие они?
- Они такие же дурные, бесшабашные и такие же талантливые, как были мы когда-то. Ничего не меняется. Если к нам приходят другие по своей сути актёры, они сразу же отсеиваются. Остаются те, кто предан делу, и они на нас похожи. Только на таких и держится театр – на «сумасшедших» людях.
- 11 лет вы являетесь художественным руководителем театра. Для вас это жертва своими актёрскими амбициями или новый опыт и возможности? Или и то и другое одновременно?
- В какой-то степени это жертва… Как ни странно, когда становишься начальником, у тебя остаётся меньше свободы. Парадокс, но это так, потому что теперь ты отвечаешь не только за себя, но и за весь коллектив, за каждого, а нас там 75 человек. Также, допустим, мне пришлось завязать с кино, пожертвовать им. А что делать? Кто-то же должен на себя взять театр и тянуть… Пока я могу, пока мне хватает таланта, времени, сил, буду этим заниматься.
- Ваш театр и труппу часто называют лучшей в Москве. В чём ваш секрет, как думаете?
- Сложно сказать… Как и в любом другом театре, мы просто приходим и делаем свою работу, честно играем спектакли, вот и всё. Никакого особого секрета тут нет. Видимо, мы просто созвучны зрителю и времени. Видимо, материал, который мы выбираем для постановок, откликается в душах людей.
- Чем сейчас живёт и дышит театральная Москва? Какие спектакли вы рекомендуете увидеть?
- В свой театр я, конечно, приглашаю на любой спектакль, и уверен, что зритель не ошибётся. Этот сезон у нас был очень напряжённый, мы выпустили четыре премьеры, и потому я как-то отошёл от театральной жизни Москвы. Тем не менее мне очень хочется увидеть, например, как в Театре им. Евг.Вахтангова поставили «Войну и мир», интересно, как такой мощный материал воплотили на сцене… Знаю, что в Театре им. А.С.Пушкина идут интересные постановки, и, было бы время, я бы обязательно сходил. А так, вы знаете, когда хочется отдохнуть от театра… У меня сегодня выходной, и хотя с утра всё равно были дела и рабочие поездки, но вечером я гулял в парке «Зарядье» с одним из своих четырёх внуков, и это было замечательно.
- Уверена, что с гастролями и лично вы объехали немало городов и стран. Расскажите о своих любимых местах на земле. Куда хотелось бы вернуться? И куда планируете отправиться этим летом?
- Мне повезло по работе оказаться в стране с великой культурой – в Японии. Я много раз туда приезжал, благодаря совместным проектам бывал в Японии ежегодно. Вот это та страна и те люди, к которым всегда хочется возвращаться. Сейчас пока это невозможно, но времена меняются, и, надеюсь, однажды всё наладится. Когда я попал в Японию в первый раз в 1995 году, то как будто прилетел на другую планету. Там всё другое: люди, архитектура, ментальность, атмосфера... Мне там очень нравится. Удивляет, что даже в самых урбанистичных городах там находится место для небольших парков, сквериков, природных композиций, и японцы за ними с любовью ухаживают… Несмотря на напряжённую работу, в этих поездках я отдыхаю душой, наполняюсь красотой, гармонией, спокойствием.
А ещё за последние семь-восемь лет мы с женой полюбили Крым: садимся в машину, берём своих двух собак и едем на месяц. Исколесили весь Южный берег Крыма, а сейчас облюбовали для себя спокойный отдых в Евпатории. Там и пляжи отличные, и не так много народу…