В середине сентября Театр на Юго-Западе открыл 47 сезон. За краткий период летнего отпуска, когда репетиционная и сценическая жизнь замерла, в легендарном подвале под домом 125 на проспекте Вернадского прошли ремонтные работы. Обновлённые зрительный зал и фойе, а также сцена и служебные помещения приняли отдохнувших артистов и первых зрителей нового сезона. Мы беседуем с художественным руководителем театра, заслуженным артистом РФ Олегом Леушиным о творческих планах на театральный год и новинках сезона.
Уже седьмой сезон театр работает без основателя – Валерия Романовича Беляковича. Театр придерживается эстетики Мастера или появились и другие векторы развития?
Мы пытаемся жить в созданной им школе, но не догматично, не мемориально. Валерий Романович никогда не стоял на месте. Он всегда искал новые формы, способы подачи материала. И мы, основываясь на его творческом завещании, идём дальше. Нет какого-то шаблона, по которому мы могли бы действовать, но есть законы: энергетика, наши пресловутые «точки» на сцене, умение работать с пространством, с музыкой, со зрителем. Все эти основы остаются, но мы каждый по-своему воспринимаем мир, материал, к которому прикасаемся. У нас появляются в репертуаре авторы, которых Валерий Романович не планировал ставить: Лев Толстой, Борис Васильев.
На исходе прошлого сезона состоялась встреча с этими новыми авторами. Прошли две премьеры - «В списках не значился» Васильева в постановке Максима Лакомкина и предпремьерный показ «Анны Карениной» Толстого в постановке Олега Анищенко. Что бы вы сказали об этих работах?
Это я предложил Максиму Лакомкину сделать инсценировку романа Бориса Васильева. Мне показалось, что пришло время для такой памяти. Именно сейчас мне захотелось донести, в первую очередь до молодых поколений истину, которую озвучил ещё Евгений Шварц в «Драконе»: «Война начинается вдруг!». Сегодня жизнь может поменяться круто, резко у каждого из нас.
Максим предложил мне свою концепцию: показать войну без войны, войну глазами героев повести. Идея мне понравилась. Это наша, «юго-западная» история, очень лаконичная в плане сценографии, что важно, ведь не будешь строить на сцене Брестскую крепость! Максим нашел ключ к этой постановке, нашел ее звучание, замечательно поработал с артистами. Я хочу, чтобы этот спектакль был в репертуаре, потому что мы должны сопрягать себя со своей страной, с ее историей. Театр на Юго-Западе по мере сил вовлечен в современную ситуацию. Мы поддерживаем наших ребят, которые сейчас на фронте, как можем: давали спектакль «Женитьба» для раненых бойцов в госпитале им. Вишневского, в Музее ВВС играли «Демона».
Этим летом мы с семьей отдыхали в Крыму. Ситуация там очень своеобразная: то взрывы, то стрельба, то летает что-то над головой. В Херсонесе я был на спектакле Владимира Машкова «Страсти по Бумбарашу». Артисты работали мощно. Началась канонада. Вышел Машков и сказал: «Нас не испугаешь, мы же русские!». Весь зал, все три тысячи человек, встали и минут 10 аплодировали. Там такое единение народа, такое стремление к жизни! Я теперь тоже «навожу мосты», чтобы и мы могли туда поехать с нашими спектаклями.
Что касается «Анны Карениной», то пока это был пробный показ на зрителей, и там еще многое будет корректироваться, сокращаться, переосмысливаться и режиссером, и актерами. Официальная премьера состоится в сентябре. Я бы предложил зрителям прийти на этот спектакль, чтобы увидеть разнообразные категории любви. У нас на «Юго-Западе» все спектакли о любви.
После ухода Валерия Романовича в театре помимо должности худрука еще появился художественный совет. Расскажите, как вы взаимодействуете и за кем решающее слово?
Обычно главное решение за тем, кто несет за него ответственность. Художественный совет ни за что ответственности не несет, ни юридически, никак иначе. Только в творческих вопросах. Валерий Романович в свое время сказал: «Театр – это единоначалие!». Но он был непререкаемый авторитет.
Должность художественного руководителя больше хозяйственная или творческая?
Она сволочная. В ней и творчество, и коммерция. Главное: что бы ты ни делал, всегда кто-нибудь будет недоволен, что-нибудь будет не так.
В последнее время в театре появилось очень много молодых артистов. Интересных, талантливых. У Валерия Романовича прием новичков в труппу был штучным. Почему сейчас понадобилось такое обновление творческих сил?
Среднему поколению наших артистов уже всем за 40! Из тех, кто пришел в театр вместе с Мастером остались только двое: Галина Галкина и Олег Задорин. Валерий Романович неоднократно говорил: «Театр – дело молодых!». Однажды придет время полного обновления составов, а мы не готовы! Теперь основные ниши у нас заняты молодежью, составы многих спектаклей уже обновлены. Я не хочу сказать, что среднее поколение выбывает, но они постоянно заняты в других местах – у них то съемки, то свои проекты. И постепенно они все переходят на возрастные роли. Поэтому прослойка молодых просто необходима.
О чем думали перед началом нового сезона? Расскажите о творческих планах.
В начале сентября у меня был основной план – запустить сезон. Это же всегда такая «текучка»: кого-то заменить, сделать вводы, кто-то просится перевестись на другие роли. Кроме того, внутри театра произошли некоторые ротации и необходима притирка всех служб.
В творческих планах у меня есть небольшой должок перед Михаилом Беляковичем: он мечтает поставить гоголевские «Мертвые души». Предварительный договор у нас с ним есть, но вопрос, как обычно, упирается в финансирование.
О чем вы сами мечтаете, что хочется поставить?
Хочется чего-то благородного, героического. В голове сидит «Сирано де Бержерак». У нас есть замечательные актёры на эту роль. Еще хочется какую-нибудь народную комедию поставить. Легкую и веселую. Такую примерно, как «Любовь и голуби».
Что с вашей точки зрения сейчас жизненно необходимо театру?
Внутреннее спокойствие и любовь.
С каким настроем будете вести театр в новом сезоне?
С любовью. По-другому не будет.