Ведущая актриса Театра на Юго-Западе Ольга Иванова в нынешнем году отмечает юбилей. Ее творческая судьба в театре, где она работает уже 31 год, сложилась удачно: статная красавица с глубоким выразительным голосом, Иванова играла Маргариту в "Мастере и Маргарите", Дженни-Малин в "Опере нищих" и спокойно перешла на роли матерей (некоторые из них - королевы) в спкетаклях Валерия Беляковича и своего мужа, художественного руководителя театра Олега Леушина. Накануне юбилея Ольга Иванова встретилась с корреспондентом "Театральной афиши столицы".
- Как вы пришли в Театр на Юго-Западе?
- Мой муж Анатолий Иванов работал в Театре имени Гоголя, где Валерий Романович Белякович поставил несколько спектаклей. Мы познакомились с ним в день премьеры "Священных чудовищ". После встречи с Беляковичем я ходила, как зомбированная: это был ураган, буйство энергии, ума, сообразительности и красоты!
Потом Валерий Романович пригласил меня на "Гамлета". Приезжаю на черной "Волге", практически с Красной площади, диктор Гостелерадио СССР! Машина останавливается около какой-то жилой высотки, я вхожу, на меня шикают: "Тише, спектакль уже начался!" Я (дикторским голосом): "Мне Валера сказал прийти!". Пришел Валерий Романович, повел меня какими-то проходами, поставил у двери. Я стою в полной темноте, и вдруг - пушка и высвечивается лицо Авилова! Я испугалась, кажется, даже заорала, вжалась в стену и "разжалась" уже только на аплодисментах. Мне не понравилось ничего - ни актеры, ни костюмы, но это я позже оценила. В тот момент меня просто вдавило, это была какая-то магия. С тех пор каждую свободную минуту сердце мое стремилось сюда: ведь, если ты попал в "юго-западную" струю, то уже порабощен! Я поняла, что этот театра и Валерий Романович - мое от и до.
- А как вы стали диктором Гостелерадио СССР? Вы мечтали стать актрисой с детства?
- Диктором я работала, пока не познакомилась с Валерием Беляковичем. Но в детстве я не думала, что хочу быть актрисой. Я случайно оказалась в школе, в которой с девятого класса начиналась театральная специализация. Смотрела на старшеклассников, и они казались мне необыкновенными, почти божественными людьми, красивыми, свободными! Я и не мечтала оказаться с ними рядом, мне казалось, что это недосягаемо, хотя читать стихи, танцевать мне всегда нравилось. Однажды наш классный руководитель привел меня в актовый зал, где шел отбор в театральный класс, и попросила прочитать стихотворение. Я даже не знала, куда она меня привела! Поступив в этот класс, я уже на следующий день поняла, что хочу быть актрисой. Во время практики мы играли в "Ленкоме" в массовке. Мне даже довелось сыграть солдата войска Фортинбраса в "Гамлете" с Анатолием Солоницыным. Но тут я уже точно решила для себя, что непременно буду актрисой. После школы я подала документы в Щепкинское училище, но так получилось, что в первый год не прошла. Переживания были страшные, казалось, что жить больше незачем! На следующий год меня брали во все театральные вузы, но я отдала документы в ГИТИС на курс Сергея Колосова и Людмилы Касаткиной. Училась у них, а на 4-м курсе забеременела, выпускной спектакль уже играла на 6-м месяце. После вуза мы начали показываться в театры, но меня никуда не брали. Сергей Николаевич Колосов решил помочь, отвел меня в Театр Моссовета, но, как честный человек, я сказала там, что жду ребенка. Мне ответили: "Придешь потом!" Родился сын. Однажды я услышала по радио объявление, что набирают дикторов на телевидение, пошла на конкурс и оказалось, что у меня подходящий голос. Меня взяли, я поработала на телевидении, но потом решила уйти на радио. Если я приходила в театр, то ревела: смотрела на театральный занавес, и мне было плохо от того, что я в зрительном зале, а не на сцене. И страдала, что я не в театре.
- Вы довольны тем, как сложилась ваша актерская судьба в Театре на Юго-Западе? Вы сыграли роли, о которых мечтали?
- Мне очень стыдно, но я никогда не мечтала сыграть какую-нибудь роль. Роли ко мне приходили, как подарок судьбы. Я не успевала и пожелать, как подходил Валерий Романович и говорил: "Ты будешь играть Маргариту!" Или Гертруду, Дженни Малину. От роли Аркадиной в "Чайке" я три года отказывалась, Белякович меня туда почти насильно ввел. В этом смысле я счастливый человек. Некоторые актрисы хотят, ждут, а у меня все как-то само собой сложилось, все на золотом блюдечке.
- Среди ваших ролей Василиса Костылева - женщина жестокая, властная, готовая уничтожить всех, кто ей мешает. Как вы оправдываете ее поступки?
- Я обожаю эту роль! Обожаю и боюсь. Выхожу на сцену и думаю: "Неужели я такая сволочь?! Нельзя же так!" Но я оправдываю ее любовью. Однажды я сама для себя поняла - все мои роли о любви. Она абсолютно разная, но везде сжигающая, всепоглощающая! И Василиса - это обнаженная, голая, не скрывающаяся любовь.
- Вы переиграли практически всех матерей мирового репертуара - Аркадину, Гертруду, Иокасту, Мадлену Бежар. Какая из этих героинь соответствует вашему представлению о материнстве?
- Матерей я начала играть в определенный период. Поначалу все время маму Карины Дымонт играла, теперь Алинину (дочь Ивановой, актриса Алина Дмитриева, - ред.). Когда репетировали "Эти свободные бабочки", то "влетела" в роль миссис Бейкер за два дня. Перед премьерой Валерий Романович в своей рчи сказал: "Иванова у нас всю жизнь играла королев и проституток, а теперь созрела до роли матери". Наверное, в роли миссис Бейкер я отдавала все, что есть во мне, как в матери.
- Но вы же не только актриса, вы еще и художник по костюмам. Как вы стали этим заниматься?
- До того, как я пришла в театр, Валерию Романовичу помогала с костюмами Ирина Бочоришвили, которую я безмерно уважаю. Она всех всегда приглашала на помощь, и я сразу начала работать над костюмами вместе с ней. Первый спектакль, в котором я ей помогала, был "Макбет". Потом я уже не мыслила себя без этой работы. Когда начал ставить спектакли Олег Николаевич Леушин, он мне сказал: "Давай, я приглашу художника!" Я ответила: "Давай!" - и пошла шить. (Смеется).
- Чем вы сейчас заняты? Что вас радует в жизни?
- Я играю на сцене, много работаю и помогаю Олегу Николаевичу в его спектаклях: делаю дизайн костюмов, программок, афиш. Иногда вдруг приходит мысль: "Что же, я уже никому не нужна?" Вот сейчас идет репетиция "Ромула Великого", все актеры на сцене, а я здесь разговариваю...
Свои радости, конечно же, есть. Это костюмы, это новый спектакль, за который сейчас безумно волнуюсь, это внуки! У меня их четверо, и я по ним с ума схожу, просто умираю от нежности и волнения.