Артисты вспоминают Мастера. 26 августа Валерию Беляковичу, основателю Театра на Юго-Западе, исполнилось бы 70 лет. Сегодня на странице театра в Facebook можно посмотреть ролик о том, как рождалась легенда - строилось здание Дома для муз на проспекте Вернадского, 125.
Финальной премьерой Валерия Беляковича в 2016 году стал «Макбет». В последнем интервью нашей газете, за несколько дней до своего ухода, он говорил о том, что пьеса сама нашла его, что с Шекспиром у него «особые отношения», «великий драматург прошлого явился внезапно ночью и потребовал «перечитать» свою трагедию, при этом витийствовал и пророчествовал, «сулил славу и подгонял...»».
Белякович ставил нового «Макбета», в котором будущее в руках Посланников Света, любовь сильнее ненависти и каждому воздается по его вере. Мастер вышел в последний раз на созданную им сцену в роли невинно убиенного короля Дункана. Он играл яростно, самозабвенно, на пределе возможного, но нам, зрителям, казалось, этот бой со смертью проиграл только его герой. Мы готовили статью в номер, а пришлось писать некролог…
А все началось в далеком 1974 году в районной библиотеке поселка Востряково, где Валерий Белякович собрал экспериментальную студию, первым спектаклем которой стала «Женитьба Коли Гоголя», взорвавшая театральную столицу. «Спектакль родился за 15 дней, – позднее рассказывал Валерий Романович, – мы сочиняли, шутя, играючи, репетировали, пили портвейн... Ночью тайно водрузили над крышей библиотеки афишу на фанере – эпатажный коллаж в стиле примитивизма: баба в русском наряде, в парике и комбинации. И зритель пошел. В зале был аншлаг».
Мы впервые встретились с Валерием Беляковичем в 2013 году, приехали снимать 20-летие легендарного спектакля «Мастер и Маргарита» в Театре на Юго-Западе. И с первых сцен стало ясно – постановка выдержала испытание временем, пережив не только несколько авторских редакций, но как это ни печально, и тех, кто был занят в ней 20 лет назад. Валерий Романович рассказал, что первыми исполнителями Воланда, Азазелло, Бегемота, Левия Матвея были безвременно ушедшие звёзды, с которыми он театр начинал – Виктор Авилов, Сергей Белякович (родной брат Валерия Беляковича), Владимир Копалов, Михаил Докин. Сам режиссер, автор инсценировки Валерий Белякович вышел к публике в роли Волонда. Князь Тьмы в его исполнении мне почему-то напомнил создателя романа «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова, знавшего о тайнах жизни и смерти все или почти все. Именно это невероятное мистическое сходство творческой природы и породы двух больших художников, и сделало спектакль равным первоисточнику. Ироничный, мудрый, лукавый Воланд, которого играл Белякович, был режиссером в большом театре жизни, как сам постановщик на родной сцене. Смотреть на то, как работает Белякович, было наслаждением. Он распахивал перед зрителем занавес в лабораторию собственного вдохновения, всегда шутил о серьезном, добивался невозможного, и все у него получалось легко и естественно. Как поставить «Мастера и Маргариту» без спецэффектов, сложной машинерии, почти без декораций в маленьком зале Театра на Юго-Западе, где нет даже подиума, отделяющего зрителей от сцены, нет занавеса? Валерий Романович приоткрыл нам завесу тайны, именуемой искусством.
«Я стал думать о постановке романа, как только он появился на страницах журнала «Москва». Я бредил этим произведением, я жил им, - рассказал тогда режиссёр. - Но роман Булгакова - вещь объемная, сопротивление материала невероятное. В то время в театре шел ремонт. Актеры сами поднимали на крышу листы кровельного железа. Проносили их мимо меня. И вдруг… Я услышал звук. Звук указующий - особенный, металлический : грозный и нежный одновременно, глубокий, проникновенный – раскаты грома, колокольный набат, шелест страниц… Так пел металл. И я понял – можно ставить «Мастера и Маргариту». Я увидел рукописи, над которыми не властно время. Развесив железные листы по периметру сцены, я превратил их в страницы великой книги, текст которой выводил проектор. Но этого мало. Висящие листы давали бездну возможностей при минимуме затрат – действие мгновенно переносилось из древнего Ершалаима в Москву 30-ых годов и обратно. Как только сложилось сценическое пространство, я всегда начинаю работу над спектаклем с построения декораций, все остальное давалось без особых усилий, само собой».
У нас еще было много встреч с Мастером впереди. В его записной книжке значились 40 проектов, над которыми он тогда работал, успевал ставить по шесть спектаклей в год. Я получила в подарок из рук Валерия Беляковича замечательную книгу «Братство белого ключа», написанную Натальей Старосельской о Театре на Юго-Западе и его создателе. Она и сейчас лежит передо мной. На первой странице Валерий Романович вывел надпись: «Маргарите – от мастера», остроумно обыграв ситуацию. Маргарита – мое имя. Слово мастер было написано им с маленькой буквы - единственная ошибка гения.
Театр, созданный Валерием Беляковичем, продолжается. На сцене работают его ученики: ставят спектакли, сочиняют пьесы, «дописывают» или «переписывают» классику, как это делал их великий наставник, каждый вечер в театр приходят зрители, которые давно стали друзьями, единомышленниками, соавторами, и в зале, как и на первом спектакле Беляковича, неизменный аншлаг.
Оригинал статьи можно прочитать здесь