Отгремел как налетевшая гроза дважды юбилейный Цветаевский фестиваль поэзии. Традиционно он проходит в последнюю полную неделю июня, но в этом году он продлился чуть дольше: от понедельника до понедельника с 21 по 28 июня.
Программа фестиваля всегда богатая и насыщенная, где каждый может найти что-то для себя. Здесь особая атмосфера, знакомые лица, ставшие почти родными, ведь вы здесь встречаетесь из года в год, из концерта в концерт.
Сорок лет фестивалю и тридцать лет Литературно-художественному музею Марины и Анастасии Цветаевых, неудивительно, что в этом году звёздный состав гостей, чисто Цветаевская программа.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
В Александрове, в 1915 – 1917 годах жила сестра Марины Цветаевой – Анастасия с сыном Андреем и вторым мужем Маврикием Александровичем Минцем, служившим в Александрове вольноопределяющимся в расположенной здесь воинской части. Сначала они жили на верхнем этаже дома Иванова (сейчас – здание администрации Александровского района), а осенью 1915 года переехали в дом на бывшей Староконюшенной улице (сейчас Военный переулок, 5), принадлежавший династии александровских педагогов Лебедевых. Именно сюда, приезжала Марина Цветаева. Здесь она встречалась с Осипом Мандельштамом.
В очерке «История одного посвящения» Марина Ивановна пишет и об Александрове:
«Красные овраги, зеленые косогоры, с красными на них телятами. Городок в черемухе, в плетнях, в шинелях. Шестнадцатый год. Народ идет на войну»;
«Город Александров Владимирской губернии. Домок на закраине, лицом, крыльцом в овраг. Домок деревянный, бабь-ягинский. Зимой – сплошная печь (с ухватами, с шестками!), летом – сплошная дичь: зелени, прущей в окна.
Балкон (так напоминающий плетень!), на балконе на розовой скатерти – скатерке – громадное блюдо клубники и тетрадь с двумя локтями. Клубника, тетрадь, локти – мои.
1916 год. Лето. Пишу стихи к Блоку и впервые читаю Ахматову.
Перед домом, за лохмами сада, площадка. На ней солдаты учатся – стрельбе.
Вот стихи того лета:
Белое солнце и низкие, низкие тучи,
Вдоль огородов – за белой стеною – погост.
И на песке вереницы соломенных чучел
Под перекладинами в человеческий рост.
И, перевесившись через заборные колья,
Вижу: дороги, деревья, солдаты вразброд.
Старая баба – посыпанный крупною солью
Черный ломоть у калитки жует и жует…
Чем прогневили тебя эти серые хаты,
Господи! – и для чего стольким простреливать грудь?
Поезд прошел и завыл, и завыли солдаты,
И запылил, запылил отступающий путь…
Нет, умереть! Никогда не родиться бы лучше,
Чем этот жалобный, жалостный, каторжный вой
О чернобровых красавицах. – Ох, и поют же
Нынче солдаты! О, господи боже ты мой!
(Александров, 3 июля 1916 года)»;
«Наискосок от дома, под гору, кладбище. Любимая прогулка детей, трехлетних Али и Андрюши. Точка притяжения – проваленный склеп с из земли глядящими иконами»;
«Мандельштаму в Александрове, после первых восторгов, не можется. Петербуржец и крымец – к моим косогорам не привык».
КАК БУДТО БЫ ВЧЕРА
Первый цветаевский фестиваль прошёл 27 июня 1982 году в Александрове в Доме художественного творчества. В тот год отмечали 90-летия со дня рождения поэта Марины Цветаевой. Собралось более пятисот александровцев, гостей из Москвы, Подмосковья и Владимира. В разные годы фестиваль проходил в Доме культуры и техники «Юбилейный», в клубе «Искож» и даже в стенах городской библиотеки.
Спустя десять лет 30 июня 1991 года был открыт первый в мире Цветаевский музей.
Удивительный феномен наш Цветаевский фестиваль. Несмотря на сложное для страны время, он не «заглох», а продолжает радовать жителей и гостей города.
ЧЕРВОННЫЙ ВАЛЕТ
А закончился сороковой фестиваль грандиозным моноспектаклем по пьесе Марии Цветаевой «Червонный валет», который представила Заслуженная артистка РФ, актриса Московского театра на Юго-Западе Карина Дымонт.
Это феерия в чистом виде! Бесподобное владение голосом, а то, как он, помноженный на прекрасную акустику зала под сводами, разносился и достигал глубины души каждого сидящего в зале, непередаваемо. Восторг. Мощь.
Пьеса «Червонный валет» создана в 1918 году, в сложное для Цветаевой время. В конце 1917 года Павел Антокольский ввёл Марину Ивановну в кружок артистической молодёжи. «Я рада тому, что всё у меня приходит само: я писала стихи – мне говорили: пишите пьесы! – я писала стихи. Потом стала писать пьесы, это пришло, как неизбежность, просто голос перерос стихи, слишком много вздоху в груди стало для флейты», – писала она в дневнике. За небольшой промежуток времени М.И. Цветаевой было написано несколько пьес, шесть из которых дошли до нас полностью. Среди них «Червонный валет». После моноспектакля зрители не хотели отпускать Карину Дымонт и она исполнила на бис несколько стихотворений Марины Цветаевой. Прекрасное завершение юбилейного сезона Цветаевского фестиваля поэзии.
Оригинал статьи можно прочитать здесь