О. Шепитько • Газета КОМСОМОЛЕЦ ДОНБАССА №24 (11049), от 3 февраля 1985 • 03.02.1985

От слова ЛЮБЛЮ…

Главная / Пресса / Сезон 8

 С 28 марта по 3 апреля в Донецке пройдет молодежный фестиваль, посвященный предстоящему Всемирному форуму молодежи и студентов в Москве. Богата и разнообразна его программа – о ней наша газета еще расскажет тебе, читатель. А сегодня – встреча с одним из гостей праздника, руководителем известного московского самодеятельного Театра-студии на Юго-Западе режиссером Валерием Беляковичем. Возглавляемый им коллектив в числе многих  других примет участие  в донецком фестивале.

- Валерий, многим москвичам хорошо известен ваш театр на проспекте Вернадского, 125, в обычном жилом многоквартирном доме. Но даже если не знаешь точного адреса, не беда – к двери с вывеской «Театр-студия на Юго-Западе» безошибочно приведет толпа спрашивающих «лишний билетик» от самого выхода из метро… Вы уже привыкли к  такой популярности?
- Я очень хорошо помню, как начинался, как рождался наш театр. Это было в рабочем поселке Востряково, в маленькой комнате местной библиотеки, и первыми актерами тогдашнего еще не театра, а обычного драмколлектива стали рабочие. Мы старались говорить со сцены о том, что станем когда-то театром, известным коллективом, не думали. Примерно также стараемся работать и сейчас.
И потом – это сейчас известность, популярность, успех, которые, естественно, очень приятны. А поначалу приходилось в полном смысле слова зазывать зрителей: афиши, помню, рисовали яркие, красочные, вывешивали в метро… Теперь уже новички наши иногда, следя за очередью, считают восторженно: вот уже сто восемьдесят третий записался… триста сорок пятый…Приятно, конечно.

_ Сейчас, не секрет, много создается самодеятельных театральных коллективов, которые тут же, не успев даже заявить о себе, распадаются. В чем, на ваш взгляд, причина? И что нужно для того, чтобы стать коллективом в полном смысле этого слова – творческим, думающим, ищущим? Такие коллективы ведь раньше и назывались «любительскими» - от слова «люблю»…
- Ответ напрашивается сам: «Любительский», от слова «люблю», - наверное, прежде всего, любить надо то, чем занимаешься. Но не только это. Гораздо труднее быть верным себе, своему делу. Основа любого успеха, по-моему, - в стабильности на пути к намеченной цели.  В привычке к работе, к постоянной шлифовке, к учению. В названии нашего театра есть слово «студия», и мы стараемся, чтобы он и был студией, школой. Актером у нас , как мы говорим, становятся спустя три года, после многих занятий, но учеба продолжается и позже. Всегда.
- За эти десять лет с «востряковским этапом», как вы его называете, наверное, театру уже можно говорить о своем зрителе?
- Конечно. И это не только студенческая аудитория, как принято почему-то считать. Наш зритель – это и рабочие предприятий родного Гагринского района. Мы часто выступаем в рабочих общежитиях , школах, ПТУ. Недавно появился еще один коллективный зритель – школа-интернат, где работает воспитателем один из наших актеров Виктор Галкин. Так что он очень разный, наш зритель, он не позволяет нам расслабиться, и мы стараемся, чтобы он в нас не разочаровался.
Сейчас много говорят о воспитательной роли театра, о воспитании зрителя. Мне кажется, лучше формулировка «диалог со зрителем». Никто не любит, когда его воспитывают: «Подумаешь, воспитатели какие нашлись!» Воспитание зрителя, по-моему, - это не цель, а следствие. Для этого нужно быть высокохудожественным театром, вот и все. У нас есть в театре книга отзывов, мы ими очень дорожим.
- В вашей жизни до Театра на Юго-Западе были ТЮМ (известный Театр юных москвичей), ПТУ, педагогический институт, экспериментальный театр под руководством Г. Юденича и, наконец, ГИТИС… Эта, на первый взгляд, «разбросанность» в конце концов «сработала» на то, чем вы занимаетесь теперь, или считаете те годы потерянными для себя?
- Ни в коем случае не считаю потерянными. Любые жизненные впечатления, любое дело, которым занимаешься, потом пригодятся, я в этом твердо уверен. Скажем, готовили мы недавнюю премьеру – спектакль по пьесе Константина Симонова «Русские люди», посвященный 40-летию Победы. И мне очень пригодились рассказы, советы моей мамы, которая в годы войны работала председателем колхоза на Рязанщине. Так что я благодарен судьбе за те годы, те впечатления, которые она мне предоставила.
- Наверное, вам не раз уже задавали вопрос: хотели бы вы работать в профессиональном театре?
-  Нет. Я думаю, что профессионализм состоит не в том, получают ли актеры зарплату или они работают бесплатно. Важен уровень этой работы, уровень мастерства. И очень важны еще обстановка, дух театра. Некоторые наши ребята, даже получив высшее актерское образование, не уходят в профессиональные театры, а остаются у нас. Слава Гришечкин, например, выпускник ГИТИСа. Я считаю вообще, что мне, как режиссеру, очень повезло с актерским составом, что вот мы встретились несколько лет назад и стали театром. Это была счастливая встреча. Мы работаем уже десять лет, если считать еще с того «востряковского» коллектива,- и за это время мало кто из ребят ушел. И много пришло новичков.
- Вы берете всех желающих?
- Актерами – нет, конечно. Набор у нас проходит по гитисовской, довольно сложной программе. Но мне кажется, что если человек по-настоящему любит, предан театру, как бы там ни было, - он будет в театре все равно. Все «закулисные» специальности освоили у нас тоже энтузиасты. Такая преданность, привязанность – не только творческая, но и просто человеческая, - по-моему, очень ценна.
- Театр-студия на Юго-Западе начинался «Вечером водевилей». Теперь в репертуаре – «Мольер» М. Булгакова, «Жаворонок» Ж. Ануя, «Случай в зоопарке» (моноспектакль с блеском исполненный самим режиссером), «Встреча с песней» (попытка создания диско-театра), «Самозванец» Л. Корсунского, «Игроки», «Ревизор», «Женитьба», «Владимир III степени» - практически вся гоголевская драматургия… Что вы привезете в Донецк?
- Это наши первые гастроли, поэтому хочется подобрать такой репертуар, который  мог бы отразить лицо театра. Вероятно, мы покажем «Старые грехи» - спектакль по ранним рассказам и письмам А. Чехова, «Дракон» Е. Шварца, премьеру прошлого сезона «Штрихи к портрету» о В. М. Шукшине и веселое озорное музыкальное представление «Театр Аллы Пугачевой».
- Спасибо, Валерий, и будем с нетерпением ждать через два месяца встречи с актерами Юго-Запада.

О. Шепитько • Газета КОМСОМОЛЕЦ ДОНБАССА №24 (11049), от 3 февраля 1985 • 03.02.1985