Арина Дунаева, Алёна Дыхлина • Интернет-версия журнала ТЕАТРАЛ • 23.04.2023

Парадокс Макропулоса (интернет-версия)

Главная / Пресса / Сезон 46

В Театре на Юго-Западе состоялась премьера спектакля "Средство Макропулоса"

Фантастический детектив «Средство Макропулоса» по одноименной пьесе Карела Чапека погружает зрителей в атмосферу мистицизма, заставляет смеяться, плакать и рефлексировать даже после того, как покидаешь зал.

Слышали о таком писателе как Карел Чапек? К сожалению, современный читатель вряд ли помнит это имя, но в 20-30х годах прошлого века чешский прозаик и драматург совершил огромный прорыв в таком литературном жанре, как фантастика, поставив его, угнетенного и непонятого, в один ряд с остальными.

Перед тем как рассказать о постановке «Средство Макропулоса», предлагаем пофантазировать и немного поразмышлять в духе автора. Представьте, что вы живете на земле уже без малого 300 лет: видели все уголки мира, испробовали блюда всевозможных кухонь, познакомились с бессчетным количеством людей из разных эпох, до исступления ненавидели, до беспамятства любили. Что же дальше? Спектакль Олега Леушина дает варианты ответа на этот вопрос.

Жестокая комедия о бессмертной женщине Эмилии Марти – рассуждение о бессмысленности вечного существования в неоновых тонах. Нити фиолетово-синего света, пронзающие таинственную дымку, крутящиеся в полный оборот зеркальные декорации и чёрные существа инферно, исполняющие пластический этюд – всё, что происходит на сцене в первые же минуты спектакля, вводит в состояние, близкое к трансу. Создаётся ощущение, будто находишься во сне или на шабаше. Спустя несколько мгновений уже сложно определить – реальность это или игра воображения. От мистической музыки, которая дополняет сюрреалистическую картину, уже начинают дрожать нервы, когда истошный крик «Боже мой!» возвращает в действительность. И именно в этот момент на сцене начинает развиваться действие запутанного детектива по пьесе Карела Чапека.
Даже если очень внимательно следить за деталями дела Альберта Грегора (Максим Метельников), всё равно что-нибудь да упустишь. Запутанные родственные связи, утерянные письма, завещания, раздел земли. Мелочные судебные разбирательства о наследстве меркнут, когда на сцене появляется главная героиня. Облаченная в строгое черное платье статная фигура актрисы Карины Дымонт с первых же секунд вызывает трепет. Изящество манер, мелодичная речь и уверенный шаг производят необъяснимое впечатление. Зритель заворожен. Повсеместно за ней, как тени, следуют инферно – проклятые «нечто», бывшие некогда людьми, погубившими себя ради красавицы. Эмилия Марти, Элен Мак Грегор, Элиза Мюллер, Евгения Монтес, Екатерина Мышкина, Элина Макропулус – у таинственной дамы много имён. Но как её ни назови, именно в образе героини заключена и идея спектакля, и главные вопросы, над которыми размышляет режиссёр Олег Леушин.

В чём смысл жизни? Зачем жить вечно? И нужна ли вообще кому-либо эта безлимитная жизнь? Звучат и зачатки теории о «золотом миллиарде» – сделайте аристократию бессмертной, и она поведет человечество вперед. Но кто из героев прав и есть ли смысл в этом бесконечном хождении по земле? Зрителю предлагают примерить на себя образ каждого из действующих лиц, которые шепчут и кричат, стараясь доказать правоту своих принципов. Архивариус Витек (Александр Байдаков) проповедует идеи демократии и гуманизма: вечная жизнь нужна человечеству, чтобы построить идеальное общество, считает он. Гаук-Шендорф (Андрей Санников) хочет вечно любить, Ярослав Прус (Евгений Бакалов) – вечно обладать властью. Но не стоит забывать и о важном нюансе – душа со временем охладевает и черствеет. «Бегать от смерти – значит умереть при жизни», – говорит главная героиня.

Карел Чапек писал: «Если бы какая-нибудь политическая партия выдвинула как свою программу [...] введение принудительного долголетия, может быть, она волюнтаристски и добилась бы этого, но сие вовсе еще не значит, что приобретенные таким способом годы жизни будут счастливыми и полнокровными». К этому однозначному выводу и приводит развязка спектакля. Сверкающее, словно в алмазной крови, алое платье Эмилии, упавшей на сцену, протянувшиеся к ней руки инферно, пульсирующий свет угасающих софитов. Немая сцена, завершающая историю долгой погони за материальным, говорит: бессмертная Марти выбрала побег от хаоса мира, закончились 300 лет ее страданий.

Оригинал статьи можно прочитать здесь

Арина Дунаева, Алёна Дыхлина • Интернет-версия журнала ТЕАТРАЛ • 23.04.2023