Дарья Евдочук • Интернет-портал ОКОЛО, 5 ноября 2014 • 05.11.2014

Партия против императора

Главная / Пресса / Сезон 38

«Я здесь один, мятежной думы полн...»
А.С. Пушкин

Каждый спектакль московского «Театра на Юго-Западе» хочется назвать нарядным — настолько велика энергия цвета, света, музыки, танца и исполнительского мастерства. Новая постановка народного артиста России Валерия Беляковича «Игра в Наполеона», окрашенная в лаконичные белый и черный с вкраплениями, родилась с ураганной скоростью  за 10 дней и порадовала двойной концентрацией декоративности, пластики, глубины мысли и отдачи сил.

Пьеса канадца Стефана Брюлотта не претендует на историческую строгость, скорее это философски осмысленный психологический детектив. Наполеон (засл. артист России О. Леушин), уже единожды поверженный, сослан на остров Эльба. Ему милостиво позволено стать игрушечным императором карликового королевства, состоящего из трех городов. Именно там он мог бы воплотить в жизнь все свои замыслы переустройства мира. Однако неутомимый мятежный дух тирана требует масштабного завершения начатого, и Наполеон, еще полный сил, задумывает бегство с острова. Он не без основания полагает, что армия и народ по-прежнему преданно ждут своего кумира.
Воспрепятствовать побегу желает прибывшее с ним на остров окружение — полковник Новерраз (засл.артист России С. Бородинов), доктор Фурро (А. Куприянов), маршал Бертран (засл. артист России Е.Бакалов) и последовшая за бывшим возлюбленным Мария Валевская (засл.артистка России К. Дымонт). У каждого из них свои сложные отношения с Бонапартом. У каждого собственная цель. Свести счеты с императором решено руками молодого английского актера и прекрасного шахматиста Кристофера Этвуда (М. Инчин).

«Игра в Наполеона» — тот самый спектакль, где предельно высокий уровень игры актеров затмевает сюжет. Наслаждение от наблюдения за пластикой жеста и позы, выразительностью речи и мимики, одержимостью ролью, которая выматывает не только артистов на сцене, но и зрителей в зале моментами уводит в сторону от хитросплетений сюжетной канвы. Это непредумышленное коварство немало сбивает с толку, ведь шахматные ходы и высокая скорость действия требуют повышенного внимания.
Постановка не случайно называется игрой в императора. Об этом в прологе говорит сам исполнитель главной роли. Цели перевоплотиться в Бонапарта не ставилось, ведь речь не только о нем или не о нем вовсе. Олег Леушин ведет партию императора, словно снимая ретушь с парадного портрета, предоставляя взору порченную временем необузданную нервическую натуру с великим запасом мыслей, идей и противоречащих друг другу страстей. От Наполеона, каким мы знаем его по картинам, остались только позы — монументальные в своей узнаваемости, но естественно-непринужденные в мастерском воплощении.
Визави императора на шахматной доске стал «вьюноша летучий» лейтенант Этвуд. Румяный юнец «попал под раздачу» почти случайно. На болтливого актеришку свалился груз неимоверный — именно ему предстоит отравить самодержца мышьяком. Михаил Инчин очень чуток в непростом и едва заметном переходе от страха и восторженности к пониманию и отрицанию. Его герой более всего склонен к развитию характера по ходу пьесы и это он произносит ключевые слова спектакля о том, что раны физические исцелимы, а душевные остаются с нами навсегда.

Полковник Новерраз и маршал Бертран — как черная и белая фигура на поле. Новерраз разнуздан в своей ненависти к «гению войны». Участник наполеоновских кампаний, он много видел и много помнит. Ему претит римская логика несостоявшегося властителя мира: Si vis pacem, para bellum (Хочешь мира — готовься к войне). Сергей Бородинов находит очень интересное разрешение своего героя, которому приходится прятаться под маской и творить задуманное чужими руками. Актер представляет его циничным комиком с надсаженной вероломной душой.
Великолепен Евгений Бакалов в роли Бертрана — настоящего француза с петушиной осанкой гордеца. Ироничный, неоднозначный, на первый взгляд преданный императору, он в любую минут готов предать его.
Не отличается верностью и бывшая возлюбленная Мария Валевская. Карина Дымонт удивительно точна не только в передаче акцента гордых полячек, непревзойденных красавиц Европы, но и их шарма, грации, змеиного коварства.

Безмолвные шахматы, с помощью которых антиимператорская коалиция собирается поставить ему шах и мат, скользят по шахматной доске сцены с блестящей виртуозностью. И если существует статика движения, то так можно определить гибкость и изящество всего, что они творят в максимальной близости от зрителей.
Шахматы искусной работы Бонапарт прихватил с собой из Москвы. О любви России к украшательству и многоцветию напоминают наряды шахматных фигур. В боярском стиле, навеянные коллекцией Оружейной палаты, они стали единственным ярким пятном сдержанной стильной и утилитарной сценографии.
В основной фабуле спектакля угадывается история об одиночестве, гении и злодействе, силе духа, предательстве и любви.
Фабулу вытесняет игра, поскольку она является главной задумкой автора. Он подчиняет ей все: игра в названии, в поведении персонажей, в шахматных поединках. Герои на сцене тоже устраивают «театр в театре». Упоминание Шекспира неслучайно. Незадолго до побега с острова Наполеон, подобно Гамлету, ставит спектакль, в котором подтверждает свою полководческую проницательность. В игровой форме он дает понять, что давно в курсе всех готовящихся против него злодеяний. И пусть ему не суждено переиграть в шахматы Этвуда даже вслепую, он по прежнему в силах переиграть собственную неудачу.

По стилю хореографии, вокала и вокальных партий, по внешности, притягательности ауры и замысловатости судьбы главного героя постановка тяготеет к одной известной истории о другом гении.
Граф Калиостро из «Формулы любви» М. Захарова также неистов и беззащитен, трогателен и одинок, несчастен, но и неутомим в переделке своей и чужих жизней. В этой схожести чувствуется определенная ирония — великий стратег и великий факир стоят на одной и той же шахматной доске бытия и, пусть с разным размахом, ведут одинаковую партию, одинаково расплачиваясь за свой незаурядный дар.

Оригинал статьи тут


 

Дарья Евдочук • Интернет-портал ОКОЛО, 5 ноября 2014 • 05.11.2014