В Театре на Юго-Западе играют в Наполеона. Именно так – «Игра в Наполеона» называется спектакль, который поставил Валерий Белякович по пьесе канадского драматурга Стефана Брюлотта. Об этом в прологе говорит и сам исполнитель главной роли Олег Леушин.
«… Можно ли в театре сыграть Наполеона? Вряд ли! Какому актеру это под силу?! Но попытаться сыграть в Наполеона и опрокинуть те далекие героические события в наше, мягко говоря, непростое время, пожалуй, можно. Во всяком случае мы попытаемся…»
Действующих лиц с именами, включая Наполеона, в программке указано всего пять. Остальные (массовка) названы одним словом: шахматы. А сцена (или то, что в этом театре именуется сценой) представляет собой большую шахматную доску, поля которой соприкасаются со зрительным залом. Жанр спектакля определён как шахматный детектив.
У детектива, естественно, должна быть интрига. И она есть. Наполеона хотят убить.
После череды поражений бывший властелин чуть ли не всей Европы сослан на остров Эльба. Ссылка вполне почётная. За ним сохранили титул императора, у него эскорт в тысячу солдат. Вот только империя теперь ограничивается пределами этого небольшого острова. Но Наполеон, еще полный сил, бредит реваншем и втайне готовит побег. Он не без основания полагает, что армия и народ по-прежнему преданно ждут своего кумира. Главные враги – англичане про это знают и принимают решение отравить корсиканское чудовище. Но для этого при Наполеоне нужно иметь человека, которому он будет доверять. Свести счеты с императором решено руками молодого английского актёра Кристофера Этвуда (Михаил Инчин), которого обряжают в мундир английского лейтенанта и отправляют на Эльбу как официального представителя. Почему выбор пал именно на него? Этвуд – ко всему прочему еще и великолепный шахматист.
То, что шахматы были одной из трёх главных страстей Наполеона (после войны и женщин) – исторический факт. Он сражался за шахматной доской везде и всюду – в молодости в военном колледже, в зрелые годы – в салонах дворцов, во время плавания на кораблях, в походах на бивуаках, в перерывах между сражениями. Везде, куда бы ни заносила его судьба, с ним были шахматы. А на Эльбе Шахматы, по сути, стали для опального императора единственным развлечением. Но нет подходящих партнеров. Об этом свидетельствует шахматная партия с маршалом Бертраном (Евгений Бакалов), где уровень противника виден уже по тому, как маршал, играя чёрными, делает первый ход: h7-h6.
И, конечно же, Этвуд, который способен не только хорошо играть, но и проанализировать партию, выявив и разобрав ошибки противника с целью устранения их в дальнейшем, быстро становиться самым близким к Наполеону человеком. Они днюют и ночуют за шахматами, попивая вино, при этом англичанин небольшими порциями подсыпает в бокал противника мышьяк. Инчин играет человека, поставленного в безальтернативные условия: в Лондоне в качестве заложников остались его жена и маленький сын. Наполеон явно симпатичен Этвуду-Инчину, но у него нет другого выхода. Внешне искренне выражая свою симпатию, он, тем не менее, делает свое чёрное дело. Но, хотя персонаж Инчина – профессиональный актер, в плане лицедейства он явно проигрывает Наполеону. Тот обо всем догадывается, но до поры скрывает это. (Римский папа Пий VII недаром называл его комедиантом). Дело в том, что Леушин-Наполеон играет сразу на нескольких досках, где противниками выступает все его окружение, которое намерено помешать планам императора.
Но это уже живые шахматы, где теряются ориентиры и нарушаются все правила, ибо по правилам сражения не выиграешь. Здесь фигуры атакуют собственного короля. Воспрепятствовать побегу императора пытается всё его окружение: и полковник Новерраз, и доктор Фурро, и маршал Бертран, и даже последовавшая за бывшим возлюбленным Мария Валевская.
Для Наполеона играть с живыми шахматами куда сподручнее, чем с деревянными фигурками. Он делает очень чёткие ходы: спровоцировав «Королевскую охоту», выявляет своих противников и объявляет им шах, а затем, устроив «Мышеловку» (как и в «Гамлете»), заставляет во всём признаться и таким образом ставит мат.
Олег Леушин создал неоднозначный образ. Со своей любовницей Валевской, которая требует, чтобы император женился на ней и признал её сына законным наследником, он ведёт себя как капризный ребенок. Что с такого взять? Когда ему нужно ввести в заблуждение своих противников, он предстаёт нервным, усталым человеком. Совсем иным мы видим Леушина-Наполеона в сцене «мышеловки», где он, задействовав сцену из Юлия Цезаря», сам играет главного героя, которого собираются убить заговорщики. Но этот Цезарь не даст себя убить, он видит на несколько ходов вперед. Тем более, что это – блиц и долго думать нет возможности.
В ритме блица поставлены все массовые сцены с участием персонажей-шахмат, составляющих действенную ткань спектакля. Они существуют в непрерывном и страстном движении, превращая блиц в шахматную вакханалию с соответствующей музыкой. На сцене бурлят неистовые мужские энергии. Это мужские шахматы. А уж шахматистам ли не знать, чем они отличаются от женских.
Экспрессия, буйство, кураж – стихия, свойственная Беляковичу-режиссеру, который всегда сам выступает сценографом собственных спектаклей. Костюмы изысканные и точные: сначала древнерусские однорядки (память о сгоревшей Москве, откуда Наполеону удалось вывезти лишь шкатулку с шахматами а ля рус), затем солдатские мундиры, в которых «шахматы» напоминают одновременно и солдат наполеоновской армии, и римских легионеров.
Эта необычная шахматная партия постепенно приобретает черты психологического детектива, дополненного элементами трагикомедии, и труппа держит зал в постоянном напряжении до конца пьесы. И во многом здесь заслуга Олега Леушина, чей персонаж до последнего момента остается загадкой для зрителей: вместо того, чтобы раскрыть своего героя, он еще больше окутывает его завесой тайны. Сплошные противоречия. Этот император прост и добродушен в общении с близкими людьми и превращается в кровавое чудовище, которое осуществляет свою месть.
Разгадать такой образ можно только через шахматы. Эта игра воспитывает у человека критическое отношение к самому себе. В силу того, что почти у всех людей в различной степени развит эгоцентризм, человек даже в случаях, когда он делает ошибки, склонен не признавать их или как-то их оправдывать. В шахматах такое не проходит. Они способствуют развитию правдивости, самокритичному отношению к своим поступкам и действиям. Об этом более 50 лет тому назад очень хорошо писал 2-й чемпион мира Эммануил Ласкер: «На шахматной доске лжи и лицемерию нет места.
Красота шахматной комбинации в том, что она всегда правдива. Беспощадная правда, выраженная в шахматах, ест глаза лицемеру». И шахматы выявляют, что в этом спектакле лицемеры – все персонажи. И полковник Новерраз (Сергей Бородинов), ненавидящий Наполеона, но прячущийся под маской циничного комика и пытающийся совершить убийство чужими руками. И представитель самой гуманной профессии доктор Фурро (Александр Куприянов), приготовивший для этого мышьяк. И маршал Бертран, великолепно сыгранный Евгением Бакаловым (ну, настоящий маршал, причём именно французский!). И даже Валевская, из которой блистательная Карина Дымонт сделала гордую полячку, не менее коварную, чем Марина Мнишек.
Этвуд за свое лицемерие лишился зрения. По приказу Наполеона незадачливому отравителю выкалывают глаза и заставляю играть с императором прощальную партию вслепую. Леушин-Наполеон очень напряжён во время этой партии. Он словно загадал: если выиграет, то его план удастся, и он вернёт себе и Францию, и Европу. Но слепой Этвуд показывает свой настоящий шахматный класс и очень быстро ставит ему мат. Всего сто дней продлится новое правление. Но истинный герой, по мнению Наполеона (уже исторического) играет во время сражения шахматную партию независимо от ее исхода.
После поражения под Ватерлоо узурпатора сошлют подальше от Европы на остров Св. Елены. Там он будет играть в шахматы ежедневно. Современники отмечали, что во время ссылки его уровень как шахматиста вырос. Сохранились записи трёх партий Наполеона (1804 г., 1809 г., 1820 г.), последняя (за год до смерти) резко отличается от предыдущих. Из словаря Брокгауза и Эфрона «Стратегия шахматной игры нравилась Наполеону I. О нём рассказывают, что он начинал партию не искусно, часто в самом начале игры терял фигуры и пешки; только в разгаре игры на него находило вдохновение, он предвидел результаты четырёх-пяти ходов, и тут вполне проявлялись его гениальные соображения».
Но гением в области шахмат Наполеон не стал. Его сковывали их жесткие правила, ему было тесно на 64 клетках. Его полководческий гений нуждался в несравненно больших просторах. Широкие равнины Маренго, необозримые поля Аустерлица – там он мог полностью развернуться, там он чувствовал себя властелином мира!
Он любил шахматы, но смотрел на них свысока, как на забаву, развлечение. А шахматы этого не прощают. И они не доверили ему своих сокровенных тайн.