У него стал прощупываться пульс, и это уже хорошо.
ТЕАТР ЕСТЬ. ТЕАТРА НЕТ
Пензенский драматический театр до сих пор не пришел в себя после пожара. У него появились свои стены. Однако, по признанию актеров, "театром в этих стенах пока что не пахнет". Актеры говорят, что он пустой, что его нужно напитать кровью.
Театр необходимо вернуть к жизни.
Грубо говоря, нужен хороший реаниматолог - человек, который способен вывести пациента из состояния клинической смерти, восстановить жизнедеятельность организма и завести сердце.
Роль реаниматолога возложили на столичного режиссера Валерия Беляковича. Он прибыл в Пензу в феврале этого года, за 3 недели до открытия театра. Валерий Белякович усиленно занимался с пензенской труппой, они попытались поставить спектакль "Ревизор", его премьера состоялась 5 марта. Он был не то что плохой... Но все-таки не смог запустить сердце. Зрители хлопали и даже вставали, но дух театра тогда не почувствовался.
Первая попытка реанимировать театр обернулась неудачей. И в этом нет ничего страшного: после двухлетнего перерыва сложно завести сердце с первого удара.
ЛЕКАРСТВО ИЗ МОСКВЫ
В этом месяце Валерий Белякович предпринял еще одну попытку: он привез актеров из столичного театра "На Юго-Западе", художественным руководителем которого он является. Актеры находились в Пензе с 11 по 16 апреля и успели дать шесть спектаклей. 11 и 12 апреля на сцене шли "Мастер и Маргарита", 13 и 14 апреля - "Куклы", 15 и 16 апреля - "Дракула".
Ощущение, что лекарство подействовало. Театр вроде как зашевелился и задышал. Вроде бы зрители пришли в настоящий восторг и после каждого спектакля аплодировали минут по десять. Вовремя спектаклей в зале чувствовалось волнение, сопереживание, раздавался искренний смех.
Во всех трех спектаклях главные роли играет Евгений Бакалов, заслуженный артист России. Он посвятил Пензенскому драматическому театру 20 лет.
Во время пресс-конференции ему задали вопрос: "Что вы думаете о новом здании театра?" Евгений Бакалов ответил: "Нарядно". Актер вспомнил также про старые дубовые перила, на которых знал каждую занозу от первого до четвертого этажа. А потом добавил: "Вы знаете, старый гэдээровский палас был мне гораздо роднее, нежели вот этот керамогранит".
МОСКВА ОБЛИЗЫВАЕТСЯ
Несколько другого мнения о здании театра придерживается Валерий Белякович, он считает себя специалистом по сцене:
- Свой театр на Юго-Западе я сам прогнозировал, поэтому знаю, что такое соотношение глубины сцены со зрительным залом. Я вообще видел много всяких площадок. И про пензенскую сцену могу сказать, что она сделана гуманно. По-человечески.
Если бы такой театр где-то в Москве построили, за него была бы драка такая, что пух и перья летели! Я вам честно скажу: в Москве нет такого театра. Его можно сравнить, пожалуй, с МХАТом. Вообще вещь уникальная.
Конечно ваш театр не намолен пока что. Вот когда первая кровь прольется на сцену, когда первая капля пота упадет и зритель наконец-то сворует шарик какой-нибудь или унитаз сломает, вот тогда уже начнется жизнь, тогда уже театр задышит. Это все вопрос времени. Работа еще предстоит большая, и это не на один год работа. Пройдет года три, прежде чем театр станет удобным для всех.
КОГО?
Во время пресс-конференции Валерий Белякович обратил внимание на самые главный вопрос - кадровый.
- Перед пензенским театром остро стоит проблема формирования труппы, - отметил режиссер. - Даже сейчас, когда построили театр, я вдруг узнаю, что уходят актеры Серебряный и Рогожников. Понимаете, они же не просто так уходит. Значит, нет интереса. Значит, не в здании дело.
Вообще, надо формировать труппу заново. Театр построить - полдела. Кто теперь будет делать труппу? Это же страшно тяжелая работа. Кто будет ездить смотреть выпускников, искать таланты? Вам нужен лидер, хороший режиссер и талантливый менеджер в одном стакане.
Поймите, что сейчас поколение талантливых актеров, таких как Василий Конопатин и Галина Репная, уходит. Есть гениальные артисты: Сережа Казаков, Володя Карпов, за ними девки тянутся. Но их немного. А в театре этом должно быть минимум 40 хороших артистов, и чтобы каждый день шли новые спектакли. Чтобы эта махина заработала так, как она работала до пожара.
Я хочу сказать, что здесь нет беды. Театр - такая вещь, которую нужно все время реанимировать. Костя Райкин говорил: "Стоит неделю не побыть в театре, потом месяц его нужно восстанавливать". Театр расползается как шагреневая кожа, его все время нужно держать, это живой организм.
На вопрос журналистов: "Что бы Вы ответили, если б Вам предложили должность главного режиссера?" Валерий Белякович ответил:
- Мне уже снился этот кошмарный сон. Я проснулся и не понял, что произошло. Я могу участвовать в жизни пензенского театра только на уровне советчика и друга. Если моего мнения кто-то потребует. Быть главным режиссером - большая ответственность, все время голова болит за всех. Это очень трудно - найти и воспитать хорошего режиссера.