«Жизнь прекрасна, но она лишена формы. Задача искусства как раз в том и состоит, чтобы ей придать эту форму и с помощью всевозможных искусственных приемов создать нечто более правдивое, чем сама правда».
―Жан Ануй
Французский драматург, сценарист и режиссер ЖАН АНУЙ вошел в мировую литературу как один из создателей интеллектуальной драмы.
Он родился 23 июня 1910 года в Бордо, в семье портного и скрипачки. Писать драматические сценки начал с 10 лет. Когда ему исполнилось 15 лет, он переехал в Париж, где окончил школу и поступил в Сорбонну на юридический факультет. Учебу ему пришлось оставить. Первым местом работы стало рекламное агентство, уже работая в нем, Ануй писал короткие юмористические сценарии для кино. В 16 лет впервые пробует себя в «полнометражной» драматургии. В конце 1920-х годов он уходит из рекламного агентства и поступает на должность секретаря к известному французскому режиссеру Луи Жуве в Театр Комедии на Елисейских полях.
Свою первую пьесу «Горностай» он пишет в 1932 году, ежегодно он выпускает по одной пьесе. Успех к Аную пришел в 1937 году, после постановки на парижской сцене его пьесы «Путешественник без багажа».
Проблематика пьес Ануя близка к экзистенциализму: поиск смысла существования в абсурдном мире, пессимистические настроения, неразрешимые моральные конфликты, освобождение от которых приносит лишь смерть. Один из приемов, используемых им, - «театр в театре», когда персонажи играют те или иные роли.
В 1940 году Жан Ануй обращается к греческим мифам и разрабатывает прием, принесший ему мировую славу: авторская интерпретация известных древнегреческих и средневековых сюжетов. Разумеется, он не был тут первооткрывателем, но именно Ануй развил его, превратив в своеобразную интеллектуальную игру, заставив зрителя наблюдать не за сюжетом, а за собственными размышлениями.
Первыми были написаны и поставлены «Эвридика» (1941) и «Антигона» (1942, премьера состоялась в оккупированном немцами Париже в 1943 году, когда главная героиня символизировала непобежденную Францию и готовность продолжать борьбу вопреки разумным доводам). Позже появились «Ромео и Джульетта» (1946), «Медея» (1948), «Жаворонок» (1953). Последняя из них — о Жанне Д’Арк — многими критиками считается вершиной творчества Ануя.
Эти пьесы представляли собой лишь одну грань дарования драматурга. Сам он делил их на несколько циклов: «черные пьесы» (трагедии «Медея», «Антигона» и др.); «розовые пьесы» (лирико-иронические комедии с неправдоподобно счастливым концом — «Ужин в Санлисе», «Приглашение в замок» и др.); «костюмированные пьесы» («Жаворонок», «Беккет, или Честь Божья» и др.); «колючие пьесы» (сатирические комедии «Орнифль, или Сквозной ветерок», «Подвал» и др.). Перу Жана Ануя принадлежат и сценарии нескольких фильмов («Месье Винсент», 1947; «Маленький Мольер», 1959; и др.).
К концу 1950-х годов зрительский интерес к творчеству Ануя снижается. Спад общественного внимания послужил поводом творческих страданий драматурга: его не считали классиком, как, скажем, Ж. Кокто или Ж. Жироду, он не удостоился и избрания во Французскую Академию, как Ионеско. Косвенным свидетельством этих мучений служит то, что он всегда принципиально отказывался от любых наград и премий — разве что за исключением премии Бригадье за лучший спектакль сезона. Вернуть былую славу ему не смогли ни новые пьесы, ни попытки поставить спектакли по произведениям других драматургов.
Недаром в поздних — наименее значительных — произведениях Ануя нарастает мрачная безысходность и скепсис, особенно в трактовке извечного конфликта поколений.
Жан Ануй скончался 3 октября 1987 года в Лозанне, надолго пережив пик своей популярности. Однако лучшие его пьесы идут на сценах всего мира и сегодня.
Жаворонок (L’Alouette) сюда