Корреспондент ТА • «Театральная афиша», ноябрь 1999 г. • 01.11.1999

Под шпицрутенами матерной брани

Главная / Пресса / Сезон 23

В сентябрьском номере редакция коснулась вопроса об употреблении на сцене бранных слов (см. ответ режиссер МХАТ им. Чехова Петра Штайна нашей читательнице). В ноябрьском номере – продолжение этой темы в связи с интервью журналу «Искусство кино» (1999 г., №4) известного литератора, автора романов «Русская красавица», «Пять рек жизни» Виктора Ерофеева, в котором он предлагает легализовать мат, употреблять его в литературе наряду с другими языковыми средствами («… раскрепощение мата, введение его в официальную лексику – нормальный цивилизаторский процесс, который прошел во всех странах»). Ниже мы публикуем мнения деятелей театра, в том числе режиссеров, в спектаклях которых звучит ненормативная лексика.

Валерий Белякович, заслуженный артист РФ, художественный руководитель Театра на Юго-Западе
На большой сцене не представляю себе мата
Вводить мат в официальную лексику как предлагает Виктор Ерофеев, легализовать мат не надо. Как человек, как житель Москвы я против мата. Мало того, не переношу, когда ругаются на улице, особенно подростки. Я всегда был против мата на сцене, но когда познакомился с пьесой В. Сорокина «Щи», то понял, что без мата обойтись невозможно – исчезнет правда. На репетициях вначале было совсем тяжело, особенно актрисам, но потом все-таки  «втянулись». И хотя мы заранее предупреждаем о том, какая лексика будет звучать, два-три человека иногда уходят из зала. В новом спектакле по пьесе В. Сорокина «Dostoevsky-Trip», который мы недавно поставили, тоже звучит мат. В пьесе действуют наркоманы, и чтобы правда была более суровой и беспощадной, эти слова оказались необходимы.
Однако хочу обратить внимание вот на что: наш театр вмещает 150 человек. Это по существу элитный театр для элитного зрителя, и в таком особом случае я соленые словечки допускаю, но на большой сцене не представляю себе мата. Во всяком случае актер должен иметь художественное право на мат, а так просто, без оправдания – нет!
В. Ерофеев ссылается на Запад. Я преподавал в Чикаго и думаю, что, например, у американцев нет мата как такового. Вообще сравнение с Западом всегда сомнительны. Вместе с тем я не отрицаю, что «для ядрености» в некоторых «предлагаемых обстоятельствах» мат возможен. На экранах показывают убийства, но мы же бросаемся убивать. Признаю двойственность своей позиции, но и вопрос непростой.

Корреспондент ТА • «Театральная афиша», ноябрь 1999 г. • 01.11.1999