Евгений Александров • журнал ПЛАНЕТА КРАСОТА, №7-8, июль-август 2006 года • 07.2006

Юго-Западные династии

Главная / Пресса / Сезон 30

Московскому Театру на Юго-Западе в следующем году исполнится 30 лет. На пороге юбилея принято оглядываться назад и подсчитывать регалии. Но этот театр всегда был нон-конформистским, «выламывался» из канонов. Поэтому речь пойдет не только о светлом прошлом, но и о будущем, которое созидается здесь и сейчас, о преемственности поколений, об актерских династиях «юго-западных» подмостков.

ЖИТЬ ТЕАТРОМ

ОТЦЫ
Когда в середине семидесятых годов прошлого века формировался коллектив, составивший ядро будущей труппы Театра на Юго-Западе, никто из «отцов-основателей», скорее всего, не задумывался о том, чтобы следовать какой-то определенной школе актерского мастерства, будь то Станиславский или Михаил Чехов. Было огромное желание играть, быть на сцене, жить театром. «Юго-Запад» создавался яркими, темпераментными личностями, создавался спонтанно, свободно и, если можно так выразиться, даже хаотично. Именно такими – свободными, хлещущими через край, эмоциями и была наполнена игра режиссера и актера Валерия Беляковича – основателя и бессменного лидера Театра на Юго-Западе, и Сергея Беляковича, его младшего брата; эти эмоции «транслировали» в зал многоликий Вячеслав Гришечкин и лиричная Галина Галкина, утонченно-интеллектуальная, трагичная Надежда Бадакова и жестко-ироничный Алексей Ванин, остро-характерная, искрометная Ольга Авилова (младшая сестра Виктора Авилова) и, конечно же, сам Виктор Авилов, актер уникального дарования и широчайшего диапазона.

Постепенно, безо всякого специального обучения актерскому мастерству, естественным образом, из общей гармонии театрального организма «Юго-Запада» формировалась особая актерская школа Валерия Беляковича, школа, где острая и яркая форма органично сочеталась с глубоким психологизмом. Идеальное воплощение эти принципы нашли в игре Арлекина – Сергея Беляковича и Пьеро – Виктора Авилова. Две маски, они олицетворяли естество, неукротимую стихию театрального балагана. Их игру отличали свобода, доброе, веселое хулиганство, задор, поразительным образом сочетавшийся с врожденным чувством справедливости. Казалось, сама природа средневекового, площадного театра, взламывая привычные рамки понятия «театр-студия», воплощалась под знаком «Юго-Запада» в маленьком подвале на Вернадского, 125. При этом балаганная органика театра комедии дель’арте сочеталась с художественной утонченностью образов. И вольная, открытая, жизнеутверждающая, как бы сейчас сказали, харизматичная игра С. Беляковича, столь захватывающая, столь близкая сердцу зрителя, динамически уравновешивалась неуловимой и загадочной интеллектуальностью магнетических образов Авилова. Особенно ярко это проявлялось, когда актеры были заняты в одном спектакле: в «Ревизоре» (С.Белякович – Городничий, Авилов – Хлестаков), в «Носорогах» (Авилов – Беранже, С.Белякович – Жан), в трилогии Сухово-Кобылина (С.Белякович – Муромский, Авилов – Варравин) – примеров не счесть. Возможно, именно поэтому спектакли «Юго-Запада» надолго остаются в памяти, – благодаря не только внешней эффектности и близости народному духу, но и сочетанию таких несовместимых, казалось бы, духовных миров.

ДЕТИ.СЫН
Михаил Белякович, так же, как его отец, ступил на сцену без специального образования – лишь желание быть актером и интерес к театральной игре руководили им. Сейчас Михаил студент РАТИ (актерско-режиссерский курс Валерия Беляковича). Его актерский талант, прежде всего, в умении быть «народным», обаятельным. Михаил Белякович умеет быть органичным и убедительным в любой роли, будь то вальяжный и «по своему очень неглупый» сановник Полоний из «Гамлета», дурашливый демон Азазелло из «Мастера и Маргариты», кузнец и актер-любитель Основа в «Сне в летнюю ночь» или воинствующий обыватель Джонатан Харкер в «Дракуле». Игра его построена на гротесковом высмеивании человеческих слабостей, пороков, что и помогает его персонажам завоевать всеобщую любовь зрителей. К тому же М. Белякович умеет играть с образом, словно с марионеткой, что всегда было присуще стилистике «Юго-Запада».

Образ «агента по недвижимости» Джонатана Харкера построен именно на трагикомических контрастах. Прощаясь со своей возлюбленной, Вильгельминой Мюррей, чтобы уехать по важным делам в Трансильванию, Джонатан – Белякович увлеченно говорит о процентах, которые может получить от выгодной сделки, и при этом совершенно забывает о помолвке, которая должна вот-вот состояться. Любовные сцены актер играет в откровенно комическом ключе, гиперболизируя слабость Харкера к деньгам, он откровенно смакует каждый нюанс, имеющий отношение к теме наживы, и вдруг, опомнившись, в тяжеловесном романтическом порыве бесстрашно посылает к черту «эти проклятые проценты» ради любви к Вильгельмине, парадоксальным образом вызывая у зрителя сочувствие и едва ли не умиление. Хотя порой увлечение актера комическим колоритом может показаться чрезмерным, тем более, что речь идет о таком жанре, как гротеск.

Гротеск, как известно, – основное художественное оружие актеров Театра на Юго-Западе. Валерия Беляковича привлекает эстетика трагифарса, «пограничные ситуации», тонкая грань жизни и смерти, смеха и страха. Именно в этом сложном «черно-белом» жанре режиссер находит многоцветную гармонию, именно поэтому любимыми авторами театра стали Гоголь, Булгаков, Сорокин, Ионеско… Поэтому так много в репертуаре его театра Шекспира, творения которого позволяют актерам балансировать именно на этой тончайшей грани комического и трагического.

Таков кузнец Основа в лирической буффонаде «Сон в летнюю ночь». Когда-то критики писали о обаянии и психологической достоверности Сергея Беляковича в этой роли. И вот теперь эстафету принял его сын. У Михаила Беляковича простак Основа на наших глазах превращается из неунывающего, сыплющего шутками, порой по-детски наивного персонажа, которому, кажется, абсолютно чужда всякая утонченность, – в трагического героя, подавленного обрушившейся на него любовью и сочиняющего трогательные стихи, в героя, заставляющего вспомнить ростановского Сирано…

Однако иногда создается впечатление, что М.Беляковичу не слишком интересны роли серьезных и влюбленных героев. В каждом своем персонаже молодой актер стремится выявить прежде всего комические черты.

Почти из каждой роли он делает своеобразный маленький номер – меняет интонации, настроение, педалирует нелепые ситуации. В «юго-западной» инсценировке булгаковского «закатного романа» его Азазелло до того по-человечески обескуражен непредсказумым поведением влюбленной Маргариты (О.Иванова), что зритель поневоле начинает сочувствовать не героине, а именно этому, такому узнаваемо-земному демону-неудачнику.

Актерское обаяние М.Беляковича носит двойственный характер. С одной сторон, оно отвечает чаяниям «массового зрителя», ищущего в театре именно развлечения. Этот актер способен «зажечь толпу», а его персонажи напоминают веселую галерею масок комедии дель’арте. С другой стороны, в лучших работах Михаила, как и у его отца, всегда угадывается сострадание к слабостям человеческим. И смех зрителя становится гоголевским смехом «сквозь незримые, невидимые миру слезы». Хочется надеяться, что молодой актер в будущем станет развивать именно эту грань своего таланта.

ДОЧЬ
У Ольги Авиловой-младшей (она также учится на курсе Валерия Беляковича в РАТИ), в отличие от Михаила, актерский путь начался не так давно. Молодой режиссер Олег Лопухов (в прошлом – актер Театра на Юго-Западе и, кстати, сын тамошнего главного звукорежиссера Анатолия Лопухова), поставив на «юго-западной» сцене музыкальную сказку о начинающей ведьме, которая стремится делать добро, увидел Мако, главную героиню своего дипломного спектакля, рыжей, веснушчатой веселой девчонкой, сразу запоминающейся зрителям благодаря не только солнечной внешности, но и абсолютной самоотдаче молодой актрисы.

А в постановке «Собаки» по повести К. Сергиенко «До свидания, овраг» Ольга с пронзительной искренностью играет трогательного щенка Крошку, еще не осознавшего, что это такое – быть бездомным и гонимым.

И если Михаил Белякович пленяет зрительские сердца «народностью», простотой и естественностью, находящими отклик в любой человеческой душе, то талант Ольги Авиловой, равно как и талант ее отца, Виктора Авилова, весьма индивидуален, в нем сильно личностное начало. Создаваемые ею образы словно бы вкрадываются в сердце каждого зрителя, именно каждого в отдельности, не сплавляя зрительскую массу в толпу. Она – актриса тонкого интеллектуального дарования, которое может адекватно раскрыться, к примеру, в пьесах Чехова.

Природа актерской игры Театра на Юго-Западе возникала из полета фантазии, импровизации и свободного духа лицедейства, не скованного еще никакими театральными догмами, системами, званиями. Эта традиция, изменяясь, каждый раз представая в новом игровом облике, продолжает свое шествие в лице молодого поколения актеров – Ольги Авиловой, дочери Виктора Авилова и Галины Галкиной, и Михаила Беляковича, сына Сергея Беляковича и Ольги Авиловой-старшей.

Евгений Александров • журнал ПЛАНЕТА КРАСОТА, №7-8, июль-август 2006 года • 07.2006