Валерий Белякович поставил "Царя Эдипа" Софокла. Пьеса, которая так напрашивалась в стены маленького Театра на Юго-Западе. Роль, которая кажется, рождена для не совсем обычного актёрского темперамента Валерия Беляковича.
Нет. Главную роль проклятого судьбой Эдипа сыграл Евгений Бакалов. Евгений Бакалов вот уже как пятый год (пошёл уже шестой, если я не ошибаюсь) служит в Театре на Юго-Западе. Актёр нижегородского театра, герой чеховских драм и психологического театра, утончённых, умных образов оказался на сцене московского театра противоположной школы, где особое место занимает общение со зрителем, впрочем, как и в любом другом театре, но в этом театре общение происходит напрямую. Глаза в глаза. Сцена от зрительного зала находится в двух шагах от зрителя. И, несмотря на камерность театра, актёры выражают свои эмоции ярко, чётко, громко, буквально обрушиваясь на зрителя, захватывая в совершаемый на сцене мир. Один критик даже написал об этом театре примерно такие слова: "Здесь зрителя оглушат, оборут и за шкирку втащат в круговорот событий". Каким образом режиссёру удаётся на столь крохотной сцене создавать целую Вселенную останется загадкой, для меня, во всяком случае, навсегда...
Зрителя не приглашают в выдуманный мир, будь то шекспировских или сорокинских героев, его втягивают, вталкивают. Актёры этого театра, пожалуй, самые эмоциональные. Причём эмоция более походит на ожившую карикатурную маску. Фарс, гротеск здесь правят бал.
"Тихий" Евгений Бакалов пришёл в такой театр. Здесь тоже ставили Чехова, но по иному, "по-юго-западному". И вот одна из серьёзных, масштабных ролей - Эдип. Его Эдип, как это ни странно, стильный... Кстати, герои одеты то в просторные тоги из мешковины, то в строгие деловые костюмы. Уверенный в себе и своём счастье царь. Мирно, справедливо правит государством. Народ его обожает, подданные интриг не строят. Любящая, верная жена Иокаста – Ольга Иванова – всегда рядом, всегда поддержит. Счастье омрачает лишь неожиданное предсказание полусумасшедшего старика, от которого становится ясна трагическая судьба Эдипа. Роковое проклятье.
Эдип-Бакалова рассудителен, зачастую ему приходится срываться на крик, но это только страх и бессилие перед его Величеством "Случаем". Зато с женой Иокастой, он ведёт себя как маленький капризный ребёнок - плачет, канючит... Поскольку, как выше уже было сказано, Евгений Бакалов актёр иной театральной школы, скажем так, традиционной, герои его, чего и не лишёна роль Эдипа, логичны и последовательны. Бакалов интеллектуальный актёр, нежели эмоциональный. Чего стоит его Мастер из спектакля "Мастер и Маргарита". Грустная, трагическая судьба его Мастера - прозрачна и понятна. А потому его игра в спектакле «Царь Эдип» делится на три этапа: 1. счастливый царь; 2. узнавание; 3. финал, жизнь после осознания рокового проклятия.
Когда только появляется на сцене главный герой, с самых первых слов рождается ощущение необратимой трагедии. Занавесом служат массивные, металлические врата, то скрывающие героя, то открывающие ему свои объятья. Надо заметить, сценография этого театра заслуживает отдельного внимания. Здесь зритель не увидит привычных столиков, чашечек, занавесочек... Режиссёр ставит одну конструкцию на сцене, всего лишь один акцент, который в ходе спектакля обыгрывается по-разному, но несёт в себе основной идейный смысл спектакля. Сценография в Театре на Юго-Западе подобна металлическому каркасу, из которого впоследствие складывается целая скульптура: в "Мастере и Маргарите" - это железные листы, издающие подобие грома; в "Вальпургиевой ночи" - лестницы от пола до потолка, уводящие куда-то ввысь, преграждаемую чёрным, давящим потолком (у Гинкаса в спектакле "К. И. из Преступления" эта идея ярко выражена); в "Ромео и Джульетте" - арки-иконы, в которых оживают герои, будто просачиваясь из далёких времён в действиетельный мир; в "Старом клоуне" - круг арены, обрамлённый канатом и наполненный опилками, с которым связана вся жизнь артиста-клоуна. Один акцент и прямое попадание в десятку...
Холодный металл и пустота, больше на сцене нет ничего из декораций. И пустота кажется именно декорацией. Режиссёр показал своеобразную арену, где человек борется с судьбой, неотвратимым роком. Неравный поединок человека с судьбой, где проигравшим оказывается последний, но сила его в том, чтобы несмотря ни на что жить. И главный вопрос спектакля: "Как жить дальше после узнавания... Где найти силы, мужество?" Человек должен жить, не зная своей судьбы, иначе жизнь для него не имеет смысла, она просто остановится. Почему Эдип остаётся жить? Ослепнув, с кровавыми подтёками на лице в скудных лохмотьях он побредёт в долины фиванские… Кульминацией спектакля стал монолог Эдипа в разговоре с Иокастой. Его жизнь в буквальном смысле перетирается "жерновами судьбы". Актёр читает монолог между двух тяжёлых занавесов-врат. Поэтому выражение "жернова судьбы" принимают почти прямой смысл. Эдип-Бакалов тяжело отталкивает грузные конструкции, но окончательно освободиться от роковых оков невозможно. Актёру Бакалову тяжело приходится вписаться в актёрский рисунок, созданный Беляковичем. И игра этого актёра сильно выделяется на общей картине "Юго-Запада". Так как приходится бороться, перестраиваться, переучиваться (возможно, даже ломать себя) в другую систему координат, в которой когда-то так свободно чувствовал себя Виктор Авилов - один из создателей неповторимого стиля этого театра на окраине Москвы.
Ссылка на статью на сайте Гоголь.ру: