8 августа известному актеру театра и кино, одному из основоположников легендарной, прославленной, камерной сцены на западе Москвы Виктору Авилову исполнилось бы 60 лет.
Он ушел 21 августа 2004 года через 13 дней после своего последнего дня рождения. Ему исполнился всего 51 год! Ушел, не успев сыграть Пигмалиона в готовящейся постановке своего родного «Театра на Юго-Западе» «Куклы». Это роль была написана специально для него. Его герой, весь сотканный из противоречий, должен был рассказать зрителю о муках и восторге творчества, о великих открытиях и поражениях гения, о полете души и ее полном опустошении. И тема, и сюжет были близки ему, он однажды уже прикоснулся к тайне смерти, возможности новых воплощений и эманации сознания в фильме Олега Тепцова «Господин оформитель», сделавшем его знаменитым в широких зрительских кругах. Репетировал, готовился, спешил. Не случилось… В год юбилея Виктора Авилова артисты «Театра на Юго-Западе» во главе с отцом-основателем этой сцены, автором и режиссером спектакля Валерием Беляковичем закрыли свой 36 сезон именно «Куклами».
О жизни и творчестве большого, оригинального художника мы решили поговорить с его учителем и другом, сыгравшим в судьбе когда-то далекого от театра молодого человека со странным, каким-то «нездешним», но навсегда запоминающимся взглядом, роль самого Пигмалиона – народным артистом России Валерием Беляковичем.
«Ab ovo»
- Мы жили на окраине Москвы- в рабочем поселке Востряково, -начинает свой рассказ Валерий Романович, - Виктор был одноклассником моего младшего брата Сергея. Учились в одной 177 школе - восьмилетке . Я был старше ребят на три года и они, конечно, казались мне в те времена «салагами». В классе одного называли «Серый», другого «Рыжий». «Рыжим» был Виктор, хотя волосы у него пшеничного цвета, длинные, жесткие, густые, удивительные… ( Самая настоящая львиная грива, ведь по гороскопу Виктор Авилов –лев, прим. автора ). Родители у нас были простыми рабочими. Все, как у многих... Сколько помню Сергея и Виктора - они ведь неразлучны с детских лет: вместе росли, учились, мужали, служили в армии, даже женились первый раз почти одновременно, причем, оба неудачно, потом играли на одной сцене, создав неподражаемый актерский дуэт, и ушли с разницей в пять лет, один за другим, так вот, - ничего особенно примечательного в начале их жизненного пути не вижу. Того, что принято называть знаком, предчувствием... Конечно, Бог поцеловал и того, и другого еще при рождении, но это выяснилось позже. А в школе, как говорится, «звезд с неба не хватали», талантов явных не обнаруживали, все свободное время проводили на улице. Под давлением родителей посещали танцевальный кружок в местном клубе «Родина». В 6 классе исполнили, думаю, весьма посредственно хореографическую композицию «Яблочко». И «замолчали» на долгие годы. Виктор окончил Индустриальный техникум, работал водителем «МАЗа», возил песок из Рублева на новостройки Москвы, брат стал ювелиром-огранщиком алмазов на одном из столичных предприятий. Каким виделось им будущее, к чему стремились? Еще до начала перестройки и появления первых кооперативов, примеряли на себя роль успешных бизнесменов. Уже играя на нашей студийной сцене, пытались организовать артель по производству сабо- шлепок на деревянной подошве. И цену за пару этой самодельной обуви определили – 20 рублей. Ночь промучились - помещение театра замусорили древесной стружкой, опилками, пылью, а утром от затеи отказались. Фантазеры, авантюристы, вечные мечтатели…
Это о них устами Последнего Пигмалиона из трагифарса «Куклы» говорит автор спектакля Валерий Белякович: : «В той жизни все было как-то проще… Больше было одержимых какими-то высокими идеями, Служеньем Человечеству… романтиков неисправимых…идеалистов…. Мы были Нищими, Счастливыми!»
«Тигры на сцене»
Я начинал театр с нуля ,- вспоминает Валерий Романович, – ни крыши над головой, ни труппы у меня не было. Позвал тех, кого знал, с кем рос. Обратился к Виктору и Сергею, они нехотя согласились. Я сразу понял, что этот дуэт мне нужен, даже больше - жизненно необходим! Такая контрастная пара - оба рослые, красивые, статные и при этом полные противоположности – один рыжий, другой черный, тощий – толстый; изломанный неврастеник - грубый реалист, иными словами, Тарапунька и Штепсель, Депардье и Пьер Ришар – просто находка для театра. Но это, конечно, сознательное упрощение, без полутонов, нюансов, детальных прорисовок, так сказать, широкими мазками, всего двумя красками. А они были вне ограничений, рамок, условностей. Неистовые таланты, стихийные, неожиданные, оригинальные и предельно органичные, всегда новые, разные, дерзновенные, способные к абсолютному перевоплощению, доскональному совпадению с материалом, текстом, образом, временем, причем любым! Оба - актеры непрофессиональные, так и не получившие высшего театрального образования, но удостоенные звания заслуженных артистов России. Первое время ни двигаться на сцене, ни говорить - не умели. Я занимался «дрессурой тигров»- иначе не назовешь наши ночные репетиции, бесконечные споры, ссоры, поиски, откровения, поражения, победы. Не все давалось легко! Говорят, талант- это труд, труд- безусловно, но, прежде всего, божественный дар! Дар, указующий цель, путь и выбор.
«Сын Солнца»
Уже в первом спектакле по пьесе Н.В.Гоголя «Женитьба», поставленном в клубе «Мещерский» во времена мятежной юности «титанов» в 1975 году, определилось в общих чертах амплуа Виктора Авилова. Он играл Кочкарева – мелкого беса, залихватски закручивающего всю драматургию сценического действа. Позже кинематографисты нещадно эксплуатировали именно эту сторону его многогранного дарования – Платон Андреевич в « Господине оформителе», граф Монте-Кристо в «Узнике замка Иф», даже блестящий Арбенин в «Маскараде». Он был инфернален, загадочен, озарен каким-то потусторонним светом и знанием, но мог вдруг обнаружить невероятную хрупкость, душевную боль, теплоту, слабость и даже казаться смешным. Герой и антигерой, страстный до исступления и космически холодный, весь здесь и сейчас и, одновременно, в каких-то заоблачных высях, далях неведомых, скрытый сумраком и освещенный лучами небесными, как истинный сын Солнца. « Кто видел Виктора Авилова только в кино, не знает его совершенно, - утверждает наш собеседник Валерий Белякович, - на сцене он был живым, настоящим, подлинным….» Но нам сегодня остаются только кадры кинопленки с пронзительно-печальным взглядом огромных глаз Авилова, в которых глубина, обреченность, предчувствие ранней гибели и «тоска бессмертия».
«Испепелив, угас пожар…»
Его творческие вершины – роли, где он равен самому себе, были созданы на сцене родного «Театра на Юго-Западе», с которым он так и не расстался до самой смерти, не смотря на многочисленные проекты, съемки, новые увлечения. Это, конечно, Гамлет, Мольер, Воланд , Калигула, Хлестаков... Перечислять можно бесконечно, хотя бы потому, что, например, в апреле 1984 года в репертуаре театра числилось 12 спектаклей, в 11-ти из которых был занят Виктор Авилов! Без отдыха и перерыва – жизнь на разрыв аорты.
« Он не знал преград, был универсален, мог сыграть абсолютно все и сыграл все, что возможно! – считает Валерий Романович,- причем, чем меньше была роль, тем лучше она у него получалась. Виктор, как истинный мастер, не боялся эпизодов, коротких выходов, минутных пребываний на сцене. Монолог второстепенного персонажа из гоголевского «Владимира III степени» в его устах звучал не менее убедительно, чем текст главного героя шекспировской трагедии».
Что остается нам сегодня- фотографии, фильмы, снятые на видео спектакли? Нет, не только! В театре работает дочь Авилова - Ольга, она играет в спектаклях вместе со своим двоюродным братом – сыном Сергея Беляковича и младшей сестры Виктора Авилова Ольги Авиловой- Задохиной, блистательной, рано ушедшей примы этой сцены . Дело отцов продолжают дети… А совсем недавно появилась премия имени Виктора Авилова – «Корона шута». Это копия венца с бубенцами, в котором актер выходил на сцену в легендарном «Гамлете». В этом году обладателями драгоценной награды стали театральный критик и журналист Наталия Колесова и актер «Театра на Юго-Западе» Александр Наумов. « Нет, весь я не умру!» - смело мог повторить за Горацием и Пушкиным Виктор Авилов.
Продолжение следует
Новый сезон «Театр на Юго-Западе» откроет в ноябре. Зрителей ждет очередная премьера – спектакль Валерия Беляковича по пьесе Шекспира «Отелло». Сейчас дружный коллектив одной из лучших сцен нашего округа отправился на гастроли в Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Пензу. Удивлять российского зрителя собираются «Куклами», «Мастером и Маргаритой», «Дракулой». Отец-основатель театра Валерий Белякович уже в этом году планирует поставить в Белгороде, Пензе и Токио свои шедевры - «Мастера и Маргариту», «Ромео и Джульетту» и, конечно, «Гамлета».
(на нашем сайте представлен полный авторский текст)