Прежде чем поднялся занавес и зритель затерялся в лабиринтах кукол и людей, все пришедшие в этот вечер в театр стали свидетелями торжественной церемонии гашения марки «150 лет со дня рождения К.С. Станиславского». Традиция выпускать марки в художественном исполнении берет начало еще в середине XIX столетия, и каждая из них представляет несомненную историческую ценность.
К юбилею великого Станиславского Почта России выпустила 80 тысяч марок с его портретом, а также 16 тысяч конвертов со знаменитой цитатой классика: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве». Можно сказать, что и марки, и конверты практически сразу стали коллекционной редкостью. Тем более что процедура их спецгашения (она осуществляется специально изготовленным для каждого конкретного случая художественным штемпелем) проходит всего в нескольких городах России. В Москве, например, приобрести и «погасить» юбилейные раритеты можно было лишь в одном почтовом отделении, на улице Мясницкой, 26. А честь поставить штамп на самые первые конверты и марки выпала директору Управления федеральной почтовой связи г. Москвы Виктору Попову, Валерию Беляковичу и ректору Российской академии театрального искусства РУТИ (ГИТИС) Карине Мелик-Пашаевой.
И еще один подарок Константину Сергеевичу, без сомнения знаковый, – подписание Меморандума о сотрудничестве и партнерстве между «РУТИ – ГИТИС» и Московским драматическим театром имени К.С. Станиславского, который положил начало Российскому национальному фестивалю театрального искусства среди студентов театральных вузов «Станиславский – НАЧАЛО». К слову, для ГИТИСа нынешний год тоже юбилейный – одному из самых авторитетных учебных заведений исполняется 135 лет. Фестиваль, который состоится в апреле и соединит в едином творческом пространстве студентов и профессионалов, по словам Карины Мелик-Пашаевой, аналогов в России не имеет. Это мощный учебный процесс, в основе которого главное – служение Театру.
Служение. Об этом говорит сеньор Пигмалион в финальном монологе спектакля «Куклы». Пронзительная сцена в исполнении самого Валерия Беляковича, без малейшего пафоса, абсолютно честная. Бескорыстно служа человечеству и искусству, создавая уникальных кукольных актеров, для которых нет ничего невозможного, Пигмалион спалил себя в собственном же огне. А дальше что? Какими бы прекрасными качествами и техническими возможностями ни обладали куклы, в них нет главного – души. И не случайно такие фактурные творения из театра сеньора Пигмалиона все на одно лицо (лишь Помпонину и Брандахлыста режиссер наделил особыми масками), да и костюмы на них в стиле «унисекс». Безликая кукольная масса – агрессивная и одновременно трусливая – не способна дарить зрителю истинные эмоции, а значит Театр перестает быть Храмом.