газета «Культура» (г. Нижний Новгород), № 39 (7398) 9 - 15 октября 2003год • 09.10.2003

Пока Арлекин отдыхает

Главная / Пресса / Сезон 27

Театральный пейзаж Нижнего Новгорода уже не напоминает пустыню, но и до возделанного сада ему далеко

«ИНТЕРВЕНЦИЯ БЕЛЯКОВИЧА»

В Нижнем Новгороде любят цитировать петербургского критика Марину Дмитриевскую, сказавшую, что Нижнего Новгорода нет на театральной карте России. «Так бывает, - написала она, - театральные фестивали есть, а театра – нет». «это глубокая театральная провинция… Ни экспериментальные бури, ни режиссерский натиск последние двадцать лет не тревожили сцены города. Нижний совсем выпал из общего процесса». Беспощадный этот диагноз повторяют и те, кто считает, что критик права, и те, кто в корне с ней не согласен. Редкий теперь околокультурный разговор обойдется без слов про театральную карту, на которой нас нет.

Минувшей весной, подводя итоги регионального фестиваля «Удачи сезона», организаторы его вслед за московскими критиками, бывшими в составе жюри, радостно объявили: театр, оказывается, в Нижнем есть!

Три года назад у нас случилось небывалое – тогдашний мэр Юрий Лужков, сломив сопротивление прагматиков из городской Думы, построил новое здание для театра «Комедiя».

Сегодня «Комедiя» приглашает талантливых и неоднозначных постановщиков, не боясь сравнений, предоставляет площадку для полноценных гастролей ярких, самобытных трупп. Именно на сцене обновленной «Комедiи» нижегородцы смогут увидеть спектакли Сатирикона и Табакерки, «Мастерской Петра Фоменко», Театра на Юго-Западе, английской труппы «A and BC» и швейцарской «Види Лозанн Э.Т.Е» здесь были показаны спектакли-лауреаты «Золотой Маски» и фестиваля «Новая Драма». Здесь, а не где-нибудь в другом месте, возрождается практика публичного обсуждения итогов сезона и тенденций  нижегородского театрального процесса на встречах в пресс-клубе критиков и журналистов.

Молодой амбициозный директор «Комедiи» Дмитрий Коновалов идет дальше – он начинает «сватать» для своего театра московских нескучных режиссеров. В город взрывной волной врывается авторская режиссура Валерия Беляковича. И театр, о котором ходил миф, что и актеров-то там нет, стремительно покинул строку аутсайдеров и занял лидирующее положение. Актерам, воспитанным на принципах реалистического театра, под силу оказались и резкие, гротескные краски и приемы философской клоунады, и высокий драматизм. Этим насыщены нижегородские спектакли «На дне», «Самоубийца»,  «Tabernaria». режиссера упрекали в том, что он ставит спектакли-клоны, а он упорно, до взаимного изнеможения, работал с нижегородской труппой, извлекая из нее все новые и новые обертоны. Именно благодаря «интервенции Беляковича» сонная театральная лощина была наконец разбужена. Теперь, нравится нам это или нет, но время делится «до» и «после» Беляковича. А русская комедия (или  Комедiя, если угодно), даже если она поставлена по мотивам итальянской комедии Гольдони,  обнаружила для нижегородских зрителей свои неминуемые двойные донца, где смех и слезы одновременны, как в жизни. Сегодня художественное руководство «Комедiией» делят представители двух разных поколений – сформировавший труппу народный артист России Семен Лерман (он остался главным режиссером) и новый художественный руководитель театра Валерий Белякович. И это тоже эксперимент – сознательно пойти на сшибку традиций и стилистик, проверить и жанр, и труппу на прочность. Или на гибкость?

газета «Культура» (г. Нижний Новгород), № 39 (7398) 9 - 15 октября 2003год • 09.10.2003