26 августа исполнилось бы 70 лет основателю Театра на Юго-Западе Валерию Беляковичу. Театр возник более 40 лет назад как студия в клубе «Родина» в поселке Востряково и постепенно перебрался на окраину Москвы, в район проспекта Вернадского. Теперь это центр Новой Москвы.
Вечер воспоминаний в интерпретации юго-западников выглядел как спектакль-коллаж, где собрали фрагменты постановок за все 40 лет существования театра. Для тех, кто хорошо знаком с репертуаром, это было путешествие во времени, по воспоминаниям, а для новичков – отличная возможность за четыре часа увидеть не только всю труппу, но и историю театра.
Композицию впервые показывали на 40-летие театра, тогда, правда, номеров было побольше. Она напоминает на любимое праздничное «блюдо» юго-западников – «Встречу с песней», только гораздо драматичнее, серьезнее, но с обязательными здесь стебом и иронией.
Начали с сумасшедшей «Женитьбы», прошлись легким прикосновением по первым спектаклям — от постановки чеховских рассказов до знакового «Гамлета; отчаянным надрывом 90-х ворвались с сорокинской «Dostoevsky-trip», Дракула под лирический напев «Одинокой гармони» прошелся мимо девушек, позаигрывал с залом; под «Атас» появилась армия Макбета…
Сменялись эпохи – в истории этого театра и страны – менялись костюмы и песни, стремительно проносились сюжеты знакомых постановок.
Но солировал в этом бешено-энергетическом спектакле Валерий Белякович. Его конферанс – пусть и с экрана – как всегда, задавал темп и настроение. Он рассказывал о том, как все начиналось, и играл Клавдия, травил байки и подгонял актеров. И все время было ощущение, что еще минута, и он сам выйдет на сцену, хотя бы для того, чтобы прочесть финальный монолог из «Кукол».
«Театр должен принадлежать живым актерам – из плоти и крови».
Под последние слова мастера на сцену неслышно вышли все его дети, его артисты, они сели лицом к экрану, как бы продолжив зал, и сами став зрителями.
А в финале была та самая тишина, которая стоит любых аплодисментов. Это было единение зрителей с теми, кто на сцене, и почти физическое ощущение присутствия мастера.
Оригинал статьи можно прочитать здесь