Екатерина Семенова • газета "Выбор", № 21 февраль 2003 года • 02.2003

Получите! Анна Каренина -2!

Главная / Пресса / Сезон 26

В Московском театре на Юго-Западе состоялась премьера спектакля «Анна Каренина-2»
по пьесе Олега Шишкина.

Постановка, что приятно, пьесу не испортила, а даже наоборот, улучшила и оживила ее.

Безусловно, отличительными чертами театра всегда были  и есть световое и музыкальное оформление спектакля. Именно на этом фоне делает Белякович свои сильные с режиссерских позиций спектакли. Он убежден, что актеры в его спектаклях легко заменяемы, и подчас актерский непрофессионализм успешно вуалируется силой самого действа, в котором актеры чувствуют себя, а подчас и являются, песчинками, частичками единого мощного слаженного механизма…

В «Анне Карениной-2» этот принцип построения спектаклей, мастерски отточенный за долгие годы напряженной и плодотворной работы, показан во всей красе. Подбор актеров кажется неважным и не определяющим в этом спектакле. Выйдя из зала, находишься под впечатлением множества инвалидных кресел, которые рисуют картину мира, перевернутого достижениями цивилизации, мира сумасшедшего и ущербного… Вспышки света в течении всего спектакля не дают забыть о фарах паровоза. Паровоза, который мчится на Анну. Паровоза, который и представляет собой жизнь нашу… и не остановить его и не замедлить…

Удивительное ощущение на этом фоне производит одинокий актер на пандусе, выделывающий истинные пируэты в инвалидном кресле, слившийся с ним в единый организм… Уже не отдельную ли личность , слабую, несовершенную, но уникальную, пытался отразить В. Белякович этой сценой.

Тема борьбы человека с обществом не нова для Театра на Юго-Западе, эта проблема находит отражение практически в каждой постановке режиссера. И разговор здесь не о политике и не о режиме. А просто о том, что любое общество ограничивает свободу индивидуума свободой окружающих. Ущемляет права человека правами других людей…

А катания на инвалидных креслах с визгом и радостным гомоном? Если закрыть глаза, то звуками можно нарисовать себе картину святочного гулянья, когда взрослые и дети колядуют, веселятся и ни о чем не думают… Открыв глаза, видишь блеск инвалидных кресел и осознаешь, что этот праздник не более, чем пир во время чумы…

Спектакль, безусловно, необычен. Важным штрихом является отсутствие главных героев. Речь не о том, что на сцене нет ярких персонажей, они, напротив, в изобилии, и выделить кого-то в этом фейерверке весьма непросто. Вообще, данный спектакль я бы назвала спектаклем эпизодов, торжеством музыки и света над действом и участниками.

Так где же любовь, спросили бы Вы… Спросили бы, если бы не две сцены встреч Анны и Вронского. Первая встреча поражает беспомощностью героев, прикованных к инвалидным креслам. Измученная, бесстрастная, надломленная Анна (Т.Кудряшова) и парализованный Вронский (Е.Сергеев) с бессмысленной омертвевшей улыбкой заставляют задуматься о хрупкости человеческой жизни, ее скоротечности и случайности.

Финал спектакля – вторая встреча влюбленных – четко расставляет акценты и дает ответы на многие вопросы. Именно глядя на кружащуюся в танце пару, приходит понимание, что спектакль, несмотря ни на что, воспевает любовь, любовь всепобеждающую и вечную, чистую, но такую земную… И смерть в данном случае – это не конец, это просто переход, просто начало следующего этапа, другой реальности.

Екатерина Семенова • газета "Выбор", № 21 февраль 2003 года • 02.2003