Запрещенные пьесы, опальные авторы, эксцентричные постановки с грохочущей музыкой когда-то были визитной карточкой театра. Теперь же "Театр на Юго-Западе" – настоящая легенда. Со своим "Портретом".
В моей юности были частые выходы "в свет" по выходным или праздникам: мы встречались с друзьями в центре Москвы и шли в театр, что называется куда попадем – туда и пойдем. И все не везло нам. То билетов нет на хороший спектакль, то само представление оставляло желать лучшего...
Вот случайно удалось купить билеты в "Театр на Юго-Западе" (а в те времена это была удача!). Купили и даже не посмотрели на что идем – так обрадовались. Когда глянули на название, поняли, что опять "попали". Но все-таки пришли, сели в полуподвальном помещении в первый ряд на пуфики и поняли, что точно и сами "на дне" оказались.
Антракт не помню. Помню, что шли с подругой домой молча, каждая втихаря утирала слезы. Мощный эффект на нас произвел спектакль "На дне" по пьесе М.Горького. Причем долго не отпускал.
Спустя несколько лет знакомая привела меня на "Dostoevsky-TRIP" по пьесе Сорокина, тогда очень эпатажного драматурга. И снова я долго находилась под впечатлением от увиденного. Потом я смотрела и другие спектакли этого театра с его потрясающим режиссером, которые не оставляли меня равнодушной к происходящему на сцене.
Валерий Белякович весомая и значимая фигура в российском театре. В 1977 году он основал "Театр на Юго-Западе", точнее, первый спектакль был сыгран гораздо раньше, но именно в 1977 году театр получил свое здание. Запрещенные пьесы, опальные авторы, эксцентричные постановки с грохочущей музыкой – визитная карточка театра. Билеты купить почти нереально. Их не продавали в театральных кассах Москвы, купить можно было только в самом театре. А метро Юго-Западная была в те времена, грубо говоря, "край географии" для москвичей. Но слава о "подвальном" театре была под стать "Театру на Таганке".
Валерий Белякович в 2011 году взял на себя руководство Московского драматического театра им. Станиславского, а его место художественного руководителя в "Театре на Юго-Западе" занял один из ведущих актеров Олег Леушин.
И вот снова я в "Театре на Юго-Западе", увы, уже после смерти его главного действующего лица – мощного Валерия Беляковича. Жаль.
Во время спектакля "Портрет Дориана Грея" ловила себя на мысли, что не оставит он такого же следа в нынешних молодых душах, как когда-то в нас "На дне", "Гамлет" или "Сон в летнюю ночь" Беляковича с его гениальными Авиловым, Гришечкиным и т.д. Красивый, да, прямо скажем хороший спектакль, современный, харизматичный... Но он похож на спектакли других театров.
Так я думала в начале. Но происходящее на сцене постепенно затягивало. В конце, в самом финале все-таки увидела, нашла, то, ради чего ходят именно сюда – есть "фишка"! Есть и потрясающий "юго-западный" юмор, и аскетичность, точность сценографии, и музыкальная партитура спектакля, мощь и душераздирающие голоса актеров.
Но не это главное! Как спектакли Беляковича, так и работа Леушина заставляет думать, напрягаться, мыслить. Ни один человек из зала не выходит равнодушным. Есть какая-то чертовщина в этом театре, в хорошем смысле этого слова.
Режиссер предлагает зрителю свой вариант игры – затевают историю Белый и Черный – Добро и Зло, Ангел и Демон, как хотите, так и воспринимайте. Высшие силы, шутя, играючи заключают пари. Но выигрывает ли его хоть один из них?
Художник Бэзил, увидевший молодого юношу Дориана Грея, обладающего внешней и внутренней красотой, пишет его портрет. Увидев себя на картине, Дориан мечтает только об одном: чтобы он сам оставался вечно молодым, а портрет старел за него. Но его портрет – это ведь не только внешность, но и душа.
Белый исполняет его желание, дабы узнать до чего может дойти человек без Веры. Юноша не выдерживает испытаний – он превращается в монстра. Нет, он сам не изменился ни капли, а вот его душа... Она стала сгустком тварей. Погубив всех своих близких, он хочет, чтобы все это прекратилось.
Он решается убить Портрет, надеясь освободиться от самого себя. Но ведь гибель портрета и его гибель тоже. Именно Белый отказывается дальше помогать и оберегать людей, он теряет в них Веру. И, как ни парадоксально, именно Черный принимает сторону человечества и опять предлагает... пари, как последний шанс на спасение душ человеческих.
Вообще, надо сказать, что текст, которым бравируют, играют Черный и Белый, это отдельная тема – вкусный, современный, а главное, что не фраза, то "не в бровь, а в глаз" – прямо в точку попадают.
"Портрет" Дориана – ожившие картины – цельно, красиво и просто - ни тебе видеоэффектов, ни дорогих конструкций. Все актеры! Сами и в живую.
Как актер, играющий в кино, Олег Леушин придумал мизансцены больше "киношные", что довольно интересно видеть на театральных подмостках. И с этим далеко не каждый режиссер справляется. Зачастую возникает четкое ощущение, что вдруг смотришь фильм и тут же опять ты возвращаешься в театр. Режиссерский ход позволяет зрителям погрузиться как в саму историю, так и в воспоминания персонажей.
Хореография современная, четкая. Стилистика танцев как будто "дописывает", "доигрывает", "доживает" сюжетную линию и характеры сцен и персонажей.
Как бы ни было грустно, но театр без своего руководителя продолжает существовать. А почему, собственно, грустно?! Это прекрасно. Значит, Валерий Белякович не зря творил на этой сцене и с этими артистами, если и после его "ухода" зал рукоплещет.
Оригинал статьи тут