В середине октября в Белгороде состоялся VIII Всероссийский театральный фестиваль «Актеры России - Михаилу Щепкину». Возложив цветы к памятнику великому русскому актеру, солидное столичное жюри приступило к работе. Все спектакли фестиваля подверглись подробному обсуждению с участием режиссеров и труппы, что было интересным и полезным для работавшей в составе жюри «молодежи» - группы журналистов и критиков из Ульяновска, Хабаровска, Нижнего Новгорода, Одессы и Москвы. Эти обсуждения могли бы стать любопытным мастер-классом и для местных молодых журналистов и студентов института культуры.
Хозяин фестиваля - Белгородский академический драматический театр - воспользовался случаем и не постеснялся представить два своих спектакля. Открыл фестиваль «Вишневый сад» А.Чехова в постановке Бориса Морозова (см. «СБ, 10» № 3-133/2010). Считается, что знаменитый роскошный сад, описанный Антоном Павловичем, находился именно здесь, на Белгородчине. В это охотно верится: где еще в России в октябре «солнечно и тихо, как летом», тянутся поля и сады, пронизанные теплым светом, а горы совершенно белые? Все эти краски и виды нашли воплощение в лаконичной сценографии Иосифа Сумбаташвили. Сад - это светлое кружевное пространство вокруг, неизменное и непостижимое, способное «живить и разрушать». С каждым новым актом задник поднимается, увеличивая трагическую пустоту. Если в первом действии сад будто обнимает героев, создавая большой уютный дом с огромным шкафом, детским стульчиком, деревянной лошадкой, портретами на стенах и звенящим в его комнатах смехом, то в последнем действии он холодно взирает на всех нас, лежащий шкаф кажется могилой, куча старой обуви - жалким мусором, оставшимся от поколений живших здесь людей. И эти люди оказываются нам, сегодняшним, очень близкими и понятными. Раневская (Марина Русакова), медленно сходящая с ума от понимания надвигающейся катастрофы и не знающая, как поступить. Гаев (Виталий Стариков), милый мальчик, постаревший, но не повзрослевший. Петя (Андрей Манохин), разрывающийся между романтическими идеями об общем благе и первым глубоким чувством к девушке. Лопахин (Дмитрий Гарнов), с нелепым упрямством осуществляющий свой план и теряющий себя. Все они постараются забыть события этого страшного лета, как позабыли сердитого Фирса (Алексей Огурцов), громко стучащего в заколоченные двери. Вот только стереть из памяти страшные события своей жизни почти невозможно, и... возникает надежда, что старого слугу поутру найдут, а новая жизнь будет не такой нескладной.
Второй спектакль белгородцев - «Куклы» в постановке Валерия Беляковича по мотивам пьесы Х.Грау - в выгодном свете представил театр, показав профессионализм его труппы, умеющей работать в различных жанрах. Мы увидели красивое черно-белое шоу, романтичное и ироничное одновременно, о людях, дергающихся на нитках страхов и страстей, и куклах, с упрямством машины копирующих людские пороки в желании очеловечиться. Куклы с размалеванными лицами и люди то противопоставлены друг другу, то вдруг перемешиваются, и ты с ужасом начинаешь решать, кто же здесь «живее всех живых». Пигмалион (Игорь Ткачев) вдруг странно закидывает голову, и его лицо становится маской. Троица актеров-трагиков (Андрей Терехов, Михаил Новичихин, Дмитрий Евграфов) так упоенно кричит шекспировские монологи, что хочется выключить звук. Херувим (Андрей Манохин), потеряв очаровательную возлюбленную Помпонину (Вероника Васильева), в свой изломанный танец вкладывает оттенки чувств, доступные порой не всякому человеку. Весь этот балаган трагических признаний, истерических требований, неуправляемых желаний взрывается обоймой выстрелов, оставив на авансцене живое человеческое лицо артиста, ради которого и приходят в театр. Главный герой в спектакле Одесского русского драматического театра «Чайка» А.Чехова (режиссер Алексей Литвин) - тоже театр, в нем играют, в него стремятся, им живут, и он губит. И что-то странное произошло в этот вечер - яркой комедии с трагическим финалом не случилось, действие распалось на отдельные интересные сцены, которые не привели нас к задуманному завершению, когда душа погубленной Нины (Анастасия Швец) взмывает к огромной луне, а Костя (Сергей Поляков) стреляется в своем театрике из грубо сколоченных досок в ее венке, напоминающем терновый.
Продолжил фестиваль еще один спектакль Валерия Беляковича - «Дракула» Московского театра на Юго-Западе. Тех, кто ожидал увидеть триллер Б.Стокера, ждало разочарование - постановка пронизана усмешкой над любителями и противниками подобных зрелищ. В огромных зеркалах герои то любуются собой, то принимают нереальные нечеловеческие черты, то в страхе прячут взгляд от собеседника. И в звенящей тишине разумные слова профессора Ван Хельсинга (Олег Леушин): «Легенда все, легенда!», что, видимо, с викторианского английского означает «Сказка ложь, да в ней намек», рассеют темные чары. История человека, восставшего против Бога, его неупокоенной души, терзаемой желанием встречи с возлюбленной, и отказавшейся ввести ее в свой жуткий мир, станет трогательной и поучительной. Дракула Алексея Матошина - сильный воин с тонкой ранимой душой. Его герой привлекателен, но совсем не привлекательно его мучительное существование в мертвом лунном свете. И покой, пролитый на героев божественным солнечным лучом, наполняет нас радостью и желанием жить.
Желание жить, причем красиво и ярко, движет героем следующего вечера фестиваля - молодым амбициозным Егором Глумовым (Александр Аладышев). Его карьера построена режиссером Сергеем Морозовым во Владимирском драматическом театре в ритме танго, однако никаких противоречий с текстом и сюжетом комедии А.Островского «На всякого мудреца довольно простоты» не возникает. Молодой человек смотрит сквозь щель в стене на танцующие пары, и он попадет на этот танцпол в стильном сером костюме, вот только цена будет очень высока. Остальные уже расплатились, раздавив в себе все нормальные человеческие чувства. И только когда молодого человека унизят морально и физически, его сделают «своим», поставив во главу серого стального строя. И здесь хочется отметить прекрасный сплоченный ансамбль артистов, от главных героев до приживалок. Скупая на детали и украшательства сценография Олега Головко фокусирует внимание на героях, их словах и поступках, добавляя толику юмора. Чего стоят букеты, которые дарят дамам! Очаровательная хризантема в золотой клетке - для Клеопатры Львовны, торчащий из горшка кактус с красным цветком на макушке - для Турусиной, залитые серебряной краской неживые цветы в честь помолвки Машеньки.
А вот в комедии Костромского драматического театра «Укрощение строптивой» Шекспира оформление сцены и костюмы Елены Сафоновой стали наиболее значительной, несущей основную смысловую нагрузку частью спектакля. Сверхмодный город Падуя, где главное «быть в тренде», ночная дорога на велосипедах под волшебным синим снегом, напоминающий пещеру Монте-Кристо дом Петручио с сокровищами со всех концов света, парящий над авансценой Икар на самодельных крыльях остаются сами по себе, отвлекая зрителей от сюжета. Режиссер Сергей Кузьмич неожиданно решил линию главных персонажей. Петручио Дмитрия Рябова - бродяга, привыкший все в жизни брать на абордаж, восхищенный своей невестой как экзотической бабочкой. Он увлекается игрой взаимного укрощения, интуитивно добиваясь ответного чувства. Катарина Нины Мавриной чужая в роскошной Падуе, где даже дочери - выгодный товар, она хочет и одновременно страшится вырваться на свободу. Их любовь рождается буквально на последних словах ее монолога из родства душ и общности интересов, из благодарности за понимание. Но это решение лишает любви остальных героев комедии, делает перепалки Катарины и Петручио однообразными, а изобилие переодеваний и интермедий вызывает зрительскую усталость. Что, впрочем, является вполне исправимым - ведь этот яркий и живой спектакль - премьера, он только начинает жизнь.
В сценической версии Таганрогского театра пьесы Д.Мережковского «Царство зверя?.. Павел Первый» режиссер Георгий Кавтарадзе и артист Сергей Герт показывают императора Павла умным и благородным человеком, пытающимся на вершине государственной машины остаться верным своим юношеским мечтам. Но, как известно, благие намерения, столкнувшись с непониманием, страхом, глупостью и нерешительностью окружающих, приводят к трагедии. В финале Сергей Герт рассказывает зрителям последующую жизнь заговорщиков, все больше крестов с накинутыми на них мундирами взмывает вверх. Один трагический эпизод вписывается в историю страны, оставляя право думать и делать выводы за зрителем. Об истории же, причем совсем недавней, рассказывает спектакль-концерт «Женя, а вы знаете...» Старооскольского театра для детей и молодежи (см. «Страстной бульвар, 10» № 1-141). Песни на стихи Е.Евтушенко, хроника тех лет, отрывки интервью и воспоминаний обрушивают на нас одну из интереснейших эпох, именуемую «оттепелью», заставляют снова задуматься о назначении поэта и артиста. Режиссер Семен Лосев сумел решить в этом представлении и просветительскую, и развлекательную задачи, провоцируя зрителей на споры, размышления, чтение стихов и даже заставляя подпевать.
Тяжелые мысли вызвала показанная в этот же вечер драма П.Зиндела «Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки» Народного театра г. Ниш (Сербия). В квартирке, созданной на сцене подробно, со всеми бытовыми мелочами и живым кроликом, мучается и изводит окружающих рано постаревшая женщина. Она ходит по кругу в бесконечных поисках виноватых, не замечая, что сама же и лишает себя всякой любви и радости. Актриса Весна Есипович очень тонко показывает медленно сходящую с ума героиню, но вопрос, кто и как может ей помочь, остается открытым.
В последние дни организаторы фестиваля подарили зрителям возможность увидеть три столичных спектакля: «Правда - хорошо, а счастье лучше» А.Островского Малого театра России, «Зойкина квартира» М.Булгакова МХАТа им. М.Горького и «Одноклассники» Ю.Полякова ЦАТРА. В рамках фестиваля состоялась презентация и передача в библиотеки города книги И.А.Бондарского «Щепкины» из серии «Библиотека Малого театра», в которой собраны документы, письма, воспоминания о М.С.Щепкине и его потомках. Не знаю, что отметил и похвалил бы М.С.Щепкин из того, что на этом фестивале представили ему актеры. Однако не сомневаюсь, что они подарили массу впечатлений белгородскому зрителю.