Дарья Евдочук • Интернет-портал ОКОЛО, от 4 апреля 2016 • 04.04.2016

Праздник большой и культурный

Главная / Пресса / Сезон 39

Московский культурный форум 2016, «Театр на Юго -Западе».

Часть 1. Три дня в Москве.
В последние выходные марта москвичей и гостей города ждали великие культурные приключения. Тематические праздники — День работника культуры и Всемирный день театра влились в традиционный Московский культурный форум, который прошел в Манеже.
На немаленькой площади известного исторического новодела сгрудились более пятисот профильных организаций. Манеж превратился в сеть старинных переулков, где культурные и архитектурные ценности столицы дружно подставляют друг другу плечо. Театры, кинотеатры, музеи, библиотеки, концертные залы, парки и даже зоопарк подготовили для посетителей тысячу с лишним сюрпризов, мероприятий, радостных встреч с любимыми артистами, музыкантами, фильмами и спектаклями.
Лекции, презентации, концерты, ток- шоу, показы мод, возможность познакомиться с разнообразием программ московских библиотек и музеев, давно распространивших бурную деятельность за пределы своих непосредственных целей, заставили москвичей терпеливо выстоять хвостатую очередь, ведущую в чрево Манежа.
В центре арт — пространства сосредоточилась маленькая круглая площадь со скамейками, деревьями и ящиками с эскимо в блестящих обертках из наивного мира родительского детства и старого нецветного кино.
Кстати, горячо любимые киношедевры, снятые еще на 35 миллиметрах гибкого пластика можно было посмотреть в Большом зале, где прошло торжественное открытие наступившего Года кино. Глава Союза кинематографистов России Никита Михалков представил на форуме работы молодых режиссеров, хотя без фильмов самого мастера тоже не обошлось — его ранние, лучшие, еще ничем незамутненные работы доставили истинную радость киноманам. В рамках кинолектория посетителям был представлен интересный новый сайт «Карта кино Москвы».

«Властительнице дум» прошлого года — литературе выделили на форуме львиную долю времени и пространства: поэтические вечера, литературные диспуты, «Урок живой литературы», тематические лекции не остались без внимания любителей филологии, поэзии и прозы. Большой зал собрал читателей на творческую встречу с лауреатом  премии «Большая книга» 2015, автором лучшего романа прошлого года «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной.
Отличным подарком москвичам стала и интерактивная культурная карта города. Отныне каждый может без труда найти все достопримечательности и очаги культуры, которые расположились  поблизости от дома.
На Театральном бульваре жизнь пенилась особенно бурно, ведь форум совпал с ежегодной «Ночью в театре»: спектакли, презентации, мастер — классы, дискуссии и костюмированные перформансы следовали один за другим нон — стоп в Театральном лектории. Столичные Храмы Мельпомены выставили в авангард свои лучшие силы и заодно, по — купечески практично, как пирожки с лотка, бойко распродавали билеты на спектакли.


Часть 2. Юго-Запад в центре Москвы.
Московский «Театр на Юго-Западе» в специальной выездной продаже билетов не нуждается. Недавно, согласно данным мониторинга, он вошел в число самых посещаемых в столице. Билеты на лучшие спектакли блистательной труппы Валерия Беляковича разлетаются с крейсерской скоростью, а знающие поклонники обычно выжидательно стоят за входной проходкой. Любимый москвичами окраинный театр был приглашен на форум впервые и представил вниманию зрителей весьма энергичную «пробу пера» — мастер — класс под названием «Братство белого ключа».
Белякович появился на форуме со своим «ударным батальоном» — плеядой заслуженных артистов России, ведущих актеров и задорной толпой опекаемых студентов. Все пришли с сюрпризами: стихами, экспромтами, воспоминаниями, признаниями в любви к театру, режиссеру, коллегам и своей сумасшедшей, невероятной работе.
Для посетителей форума, случайно не знакомых с деятельностью одного из ведущих театров столицы, режиссер рассказал удивительную, «возможную только во времена развитого социализма» (В. Белякович) историю его зарождения: «Мы пробились как грибы сквозь асфальт». Эта необыкновенная правдивая сказка об энтузиастах из подмосковного фабричного поселка, никогда прежде не бывавших в театрах и превратившихся в из людей «хорошо умеющих рассказывать анекдоты» в больших артистов и знаменитых режиссеров, прекрасно известна давним поклонникам «Юго — Запада». Они радостно приветствовали на сцене театрального лектория студентов третьего курса Валерия Беляковича, слетевшихся буквально со всей страны — от Смоленска до Хабаровска. Молодые силы театрального «далека» весело презентовали самобытную «актерскую систему Беляковича», благодаря которой на сцене «Юго — Запада» и других театров страны появляются артисты и постановщики «на все руки», заряженные эффектной эмоциональностью и воздушной пластичностью как физики тела, так и внутренней сути роли.Прима театра Карина Дымонт работает на юго — западной сцене с 1992 года и помнит многие звездные спектакли и актерские удачи.

«Когда я пришла в театр в 1992 году Валерий Романович сразу сказал: «Звезда, звезда!». Я тогда только закончила институт и подумала: «Ну, тогда, наверное, надо ей становиться». И я пытаюсь становиться артисткой» — призналась К. Дымонт.

Художественного руководителя, актера и режиссера «Театра на Юго — Западе» Олега Леушина Валерий Романович называет своим лучшим учеником: «Практически мое продолжение».  Леушин, которому накануне исполнилось сорок восемь лет пошутил, что в этом театре работает ровно полжизни — 24 года.

«Школу «Юго — Запада» я считаю самой прогрессивной, самой правильной при подаче любого материала театрального, драматического. Я пытаюсь в себе ее культивировать и нести следующим поколениям артистов, которые выходят  уже в моих спектаклях» — рассказал О.Леушин.

Работая в других театрах страны, Валерий Белякович отыскивает там и ничтоже сумняшеся прикарманивает подлинные сокровища.

«Среди труппы в других театрах всегда находятся артисты близкие тебе по духу, по темпераменту, по мироощущению» — говорит режиссер.
Так, из нижегородских театров в его команду перекочевало немало блестящих талантов. Один из них — заслуженный артист России, искусный мастер актерского цеха Сергей Бородинов.
 

Актер вспомнил, как Белякович ставил на сцене нижегородского театра «Комедия» свой первый спектакль: «Мы были в шоке! Все были ошарашены, потому что ломались традиционные формы театра, отметалась читка, работа над текстом, все…Предлагалось просто выйти и сделать! Все как то поджимались — как же так, выйти и просто сразу сделать, сходу, с нерва? В этом заключается форма и принцип театра Валерия Романовича — сразу, без репетиций, без подготовки выдаешь все, что у тебя есть».
Актера и режиссера Олега Анищенко мастер представил как «андерграунд нашего театра», поскольку свои чудесные «короткометражные» спектакли Анищенко ставит на малой сцене театра, в подвальном помещении «Арт Кафе».
«Мы не можем никак расшириться, есть такая проблема, — поведал Белякович, — но, благодаря этой проблеме, мы начали осваивать все уголки нашего маленького помещения.».
Олег Анищенко рассказал об активной творческой жизни «Арт Кафе», где все актеры  «с большим удовольствием и интересом делают собственные проекты, ведь всегда у актеров найдется что нибудь нереализованное».
Актриса Алеся Шестовская поделилась со зрителями чудесной историей о все решающем «господине случае», который привел ее в «Театр на Юго — Западе». Будучи уже принятой в труппу МХАТа она сопровождала на прослушивание на «Юго- Запад» свою подругу. Валерий Романович решил прослушать обеих, и, как это часто бывает, в труппу взяли именно Алесю:
«Я «темная» была в тот момент, я ничего не знала об этом театре. Слышала только, что там работает Виктор Авилов, который «Господин оформитель». Это были все мои познания. И я решила сходить, посмотреть спектакли. Первый спектакль был «Три цилиндра». Я пришла и умерла! Это была любовь с первого взгляда!».
Вслед за Алесей Шестовской эти слова могут повторить многие. Метафизика «Театра на Юго — Западе» не предполагает усредненного отношения в принципе — его можно либо полюбить, либо невзлюбить сразу и навсегда. И то и другое чувство наиболее сильно присущи природе человека, а ведь именно оттуда, из этих неясных и необъяснимых глубин природного естества «растут, не ведая стыда» яркие творения театра, который в будущем году собирается отпраздновать свой сороковой юбилей.

Оригинал статьи тут

Дарья Евдочук • Интернет-портал ОКОЛО, от 4 апреля 2016 • 04.04.2016