М. Эу • газ. «Тропарево… плюс Никулино», №7 1999 г. • 01.07.1999

Премьерный показ

Главная / Пресса / Сезон 22

Ставший для нас родным Театр на Юго-Западе торжественно завершил свой 22-ой сезон. Казалось бы, афиши сняты, главный вход закрыт, объявления о билетах на следующий сезон появятся только в августе, и все говорит о том, что жизнь в театре должна остановиться до осени. Но спустя всего две недели оставшаяся в Москве публика смогла насладиться премьерным показом, пожалуй, самой успешной из пьес французского драматурга и философа Альбера Камю. В Театре на Юго-Западе возобновлен спектакль «Калигула».

Прежде всего стоит отметить, что костюмы и декорации переносят все действие из чужого далекого прошлого в наше настоящее. Режиссура явно предполагает, что все происходящее на сцене в той или иной степени касается жизни зрителей. Внезапно включается освещение в зрительном зале, и актер, как бы обращаясь к каждому из них, призывает их задуматься над реальностью и будит в их душах давно забытые вопросы и сомнения.

Но удачные режиссерские приемы не умаляют значение работы актеров. Особенно следует отметить исполнителя главной роли Олега Леушина, открывшего нам не образ Калигулы – бездушного и самолюбивого убийцы, а Калигулы – искателя истины и страдающего человека. Он по сути и является самой живой душой в спектакле, как бы вселенской душой, которая действительно жила и страдала, невольно причиняя боль другим, но терзаясь при этом больше всех в своих бесконечных поисках истины. С первых сцен Калигула производит впечатление незащищенного от окружающего мира, ранимого человека. Но позже, когда он берет в союзницы Цезонию (О. Иванова), в нем происходит как бы перерождение. В Калигуле возникает безмерная жестокость, кажется даже, что от причиняемых окружающим страданий ему становится легче жить.

Перед своим неизбежным концом Калигула вновь, как и в начале трагедии, являет нам все слабые стороны своей израненной души. В финале спектакля за звуками музыки мы слышим сначала одиночные выстрелы, а потом и пулеметную очередь. Его расстреливают как преступника – человека, пошедшего против всех и дошедшего до конца.

«В историю, Калигула, в историю…», - звучат его последние слова. И нет ничего вернее, ибо нет уже Калигулы, есть только история о нем.

Это бесконечно трагичный спектакль ставит много других интересных вопросов, но, чтобы отразить все их нюансы, не хватит одного газетного материала. Да на словах и не передашь прекрасную игру актеров, и великолепные режиссерские находки Валерия Беляковича. Лучше приходите в Театр на Юго-Западе в следующем, 23-ем сезоне и посмотрите с успехом возобновленный спектакль «Калигула».

М. Эу • газ. «Тропарево… плюс Никулино», №7 1999 г. • 01.07.1999