Свое 60-летие художественный руководитель театра Валерий Белякович ознаменовал «юбилейным» диптихом, поставив две мистерии — трагическую и жизнеутверждающую, которые следует смотреть именно друг за другом. К тому же это абсолютно эксклюзивные сценические опусы, которые можно увидеть лишь на Юго-Западе, но скопировать и повторить которые невозможно.
«Фотоаппараты» по пьесе П. Гладилина - сумрачная и грустная фантазия о зачатых человечках, которые жаждут появиться на свет и начать жить вместе со всеми. Это пятинедельные зародыши, которые имен своих еще не знают, знают лишь фамилии — Топорков и Говоркова (играют их Алексей Матошин и Олег Леушин). Но мать одного из них, Топоркова, не хочет его появления на свет. Тогда испуганные зародыши, объединив свои усилия, решают бежать, захватывая с собой из дома фотоаппараты, в которых они теперь запечатлеют ту самую жизнь, о коей так страстно мечтают, — ведь неизвестно, окажутся ли они в ней когда-нибудь. Они знакомятся с представителями флоры и фауны, делая первые успехи в искусстве фотографии, — а потом убегают в Америку, осуществляя там головокружительную карьеру фоторепортеров в «Sunday Times». И кажется, что жизнь уже схвачена ими, они живут! Но сей дерзкий сон заканчивается тем, что и должно было случиться: мать То¬поркова избавляется от него, и Харон увозит его туда, где ему уже предстоит делать совсем другие снимки — запечатлевая то самое небытие, которого увидеть нам всем пока что не удастся. Лишь у второго зародыша, Говорковой, осталась надежда на будущее, которой она, вместе с нами, не теряет. А жажда жизни как экзистенциальная тема захватывает всех участников этого отчаянного сюжета, вызывая глубокое понимание зрительного зала.
И сразу же смотрите «Аккордеоны», в которых, в отличие от предыдущей истории, всем разрешается все — жить, творить, играть, хулиганить и безумствовать. Автор этого сюжета сам Белякович, который заставил своих актеров освоить технику игры на аккордеонах, а потом вывел на сцену эту уникальную банду, приводящую нас всех в состояние эйфории. Девять молодых красавцев, исполняя музыку чуть ли не всех народов мира, творили истинные чудеса. Они танцевали, летали по сцене, куролесили и чудили, не давая нам ни секунды передышки. И увлекая в параллельную реальность, где человек являет единое целое со своим музыкальным инструментом, живя с ним одной жизнью, а эта жизнь и есть весь мир. Да, эти аккордеонисты были истинные виртуозы, пленявшие нас своей мужской удалью и пластическим мастерством. Их общий шабаш, полный отчаянного и безумного мужского веселья, напоминал некий гимн, некое запредельное жизненное ликование, временами походящее на бесконечный и яростный любовный акт. Есть тут и отдельные музыкальные монологи: в них кто-то объят душевной драмой, кто-то «отрывается» и паясничает, кто-то являет мастер-класс искрометного танца. Сменяются мелодии и настроения, темы и темпы, нас несёт и крутит эта бешеная река звука и танца, в которой сумасшедшая страсть к движению равна страсти к самой жизни.