Маргарита Согрина • Газета НА ЗАПАДЕ МОСКВЫ, №34/378, от 18-24 сентября 2015 года • 18.09.2015

Принцип домино

Главная / Пресса / Сезон 39

39-й сезон Театр на Юго-Западе открыл премьерой – спектаклем Олега Леушина «Портрет Дориана Грея».

Скандальный роман Оскара Уайльда, ставший еще при жизни автора манифестом эстетизма, претерпел более 30 экранизаций и бессчетное число театральных постановок. С великим текстом работали ведущие режиссеры мира, он и сегодня невероятно популярен – только в столице воплощен сразу на четырех сценах.

Но художественный руководитель  Театра на Юго-Западе, заслуженный артист России Олег Леушин не побоялся возможных сравнений, перекличек, созвучий, взял на себя смелость не только по-своему «прочитать» классика, но и во многом его переработать, густо населив пространство спектакля новыми героями и аллегориями.

 

ИЗ СЛЕЗ, ИЗ ТЕМНОТЫ…


Роман-парадокс позволяет такие «вольности», в его пространстве естественным образом соседствует, перетекая друг в друга реальное и инфернальное, Белое и Черное, Свет и Тень, Красота и Порок.
Идею написать свой «Портрет Дориана Грея» автор инсценировки Олег Леушин берег, вынашивал, развивал в себе давно: замысел от спектакля отделяют два года.  Сам репетиционный процесс занял рекордные для театра семь месяцев. Обычно постановки на этой сцене осуществляются стремительно, как говорится, на одном дыхании. Но Олегу Леушину понадобилось время.

- Материал, с которым пришлось работать, не терпит суеты, текст предполагает неторопливое осмысление. Я много обдумывал «дописывал», искал… искал героя, - рассказывает режиссер-постановщик. – Нужен был современный Дориан Грей, прекрасный, страстный, наивный и жестокий. И вот тогда из «слез, из темноты, из бедного невежества былого» стал проясняться образ… В театр пришел молодой артист, вчерашний выпускник Щепкинского училища Михаил Грищенко, и герой был найден!». Большой режиссерской удачей можно считать не только выбор артистов на главные роли (кстати, все они на своих местах!), но и сценическое решение центрального персонажа спектакля – Портрета. Живой, постоянно меняющийся, многомерный, объемный, это портрет уже не одного человека – целого поколения, которое, по мнению автора постановки, сегодня ближе к дьяволу, чем к Богу. Но спектакль, как и роман, парадоксален, и в мире греха, душевного неблагополучия, распада есть место для покаяния, прощения, надежды. Олег Леушин дает своему Дориану Грею еще один шанс, утверждая, что у человека всегда есть выбор, а Любовь больше Красоты. Спектакль структурно и декоративно выстроен по принципу домино:  один грех, одно даже маленькое преступление ведут к разрушению всей композиции – к цепной реакции деградации, где уже не важен первый элемент, ибо падает все сооружение, оказываясь непрочным по вине крохотной детали. Черное и Белое – два героя, два основных цвета спектакля, два начала и два конца, разделенных диагональю дороги к Свету или аду, но, прежде всего, к самому себе.

 

Маргарита Согрина • Газета НА ЗАПАДЕ МОСКВЫ, №34/378, от 18-24 сентября 2015 года • 18.09.2015